ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Евр 2,5-12
Не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих; всё покорил под ноги его». Когда же покорил ему всё, то не оставил ничего непокорённым ему. Ныне же ещё не видим, чтобы всё было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: «возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя».
Толкование
В древнем мире была сильна вера в ангелов: они являются посредниками между Божественным и человеческим миром, это высшие существа, которые взаимодействуют с людьми от имени Бога. Священное Писание полно описаний присутствия ангелов, достаточно вспомнить великого вестника Гавриила, посланного Богом к Деве Марии, чтобы спросить Ее согласия на Божественное воплощение. Автор Послания к Евреям указывает на то, что Христос – хотя и является реальным человеком, который ест, ходит, спит, страдает, как и все остальные, – не просто благочестивый праведник, но единственный истинный посредник между Богом и человеком, будучи Сам и Богом, и человеком. Здесь мы приближаемся к тайне: никто не приходит к Небесному Отцу иначе, чем через Христа Иисуса.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 1,21-28
В городе Капернаум, в субботу вошёл Иисус в синагогу и учил. И дивились Его учению; ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нём молва по всей окрестности в Галилее.
Толкование
Начало проповеди Иисуса вызывает большое изумление в народе. До этого времени еврейский народ знал проповедников, которые просто читали и комментировали отрывки из Библии и пророков, а теперь приходит Тот, Кто властно приказывает бесам уйти, и они немедленно повинуются. Столкнувшись с такой мощнейшей проповедью, мир просыпается. Ибо где есть свет, там не может быть тьмы. Либо одно, либо другое. Но дьявол – всего лишь создание, тварь, тогда как Бог – Творец. Конечно, лукавый не превосходит Его и перед Его светом должен ретироваться. Сегодня нас тоже по-разному беспокоит дьявол, который хочет лишить радости быть христианами; мы должны просить Иисуса изгнать зло из нашей жизни, из наших семей, из нашего мира. Действие Христа не ослабевает со временем, и Его авторитет не уменьшается; поэтому в наши тяжёлые времена мы должны ещё решительнее взывать к Божественной власти Христа.