12:37
Литургические чтения: 10 НОЯБРЯ. Св. Лев Великий, Папа Римский

Святой Лев Великий, Папа Римский и Учитель Церкви

«Пресвятая Дева да поможет нам быть предприимчивыми не в погоне за мирскими успехами, но за вечной жизнью, дабы в судный день люди, которым мы помогли в их нужде, свидетельствовали о нас, что мы служили им, видя в них Господа» (Папа Франциск, Angelus 22.09.2019).
 

Шел 452-й год: итальянский полуостров трепещет перед гуннами, возглавляемыми Аттилой. Города Аквилея, Падуя и Милан завоеваны, разграблены и стерты с лица земли. Теперь Аттила продолжает свой поход и находится недалеко от Мантуи, на реке Минчо. Именно здесь Лев Великий, избранный Папой двенадцатью годами ранее, во главе делегации из Рима встречает Аттилу и отговаривает его от продолжения захватнической войны. По преданию вождь гуннов отступил, увидев, что за спиной Льва появились вооруженные мечами апостолы Петр и Павел. Через три года, в 455 г., великий Папа остановил африканских вандалов у ворот Рима. Лев был уроженцем Тосканы и стал диаконом Римской Церкви около 430 г. Через десять лет он был послан императрицей Галлой Плацидией для умиротворения Галлии. Через несколько месяцев скончался Папа Римский Сикст III, и его советник Лев стал его преемником. Избрание на Престол св. Петра – в 45-й раз в истории – состоялось 29 сентября 440 г. Великий Папа оставил истории почти 100 проповедей и около 150 писем, в которых проявил себя как богослов и пастырь, внимательный не только к общению между различными Церквами, но и к насущным нуждам людей. Именно ради них он всячески поощряет дела милосердия в Риме, охваченном голодом, нищетой, несправедливостью и языческими суевериями. Он делал все необходимое, чтобы неуклонно поддерживать справедливость и с любовью оказывать милосердие, потому что «без Христа мы ничего не можем сделать, а с Ним можем сделать все». Святой скончался 10 ноября 461 года.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Рим 15,14-21

Я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика. Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: «не имевшие о Нём известия увидят, и не слышавшие узнают».

Толкование

Апостол Павел подводит итог своему посланию и суммирует сказанное, особенно свой способ выражения. Святой подчеркивает, что не говорит ничего своего, а передает истинные факты и учение в том виде, в каком он получил их от Христа. Тем самым он подает пример всем, кто последует за ним (будущим епископам, священникам и катехизаторам Церкви): ничего не добавлять и не убавлять, но проповедовать Евангелие во всей его полноте, даже в самых неудобных и трудных местах. Христианская жизнь является скандалом для мира сего, как и христианское учение; его нельзя разбавлять и выхолащивать, а нужно представлять во всей полноте, даже если оно неудобно, шокирует или даже кажется смешным: его сила именно в цельности. О таком возвещении можно с полным правом говорить применительно к апостолу Павлу, а он вполне может завершить свое послание заявлением, что все, что он хотел сказать, он сказал. Теперь дело за тем, чтобы познать учение и воплотить его в делах жизни.

ЕВАНГЕЛИЕ Лк 16,1-8

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: «что это я слышу о тебе? дай отчёт в управлении твоём: ибо ты не можешь более управлять». Тогда управитель сказал сам в себе: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что делать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом». И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «сколько ты должен господину моему?» Он сказал: «сто мер масла». И сказал ему: «возьми твою расписку, и садись скорее, напиши: пятьдесят». Потом другому сказал: «а ты сколько должен?» Он отвечал: «сто мер пшеницы». И сказал ему: «возьми твою расписку и напиши: восемьдесят». И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде.

Толкование

Хозяин, обманутый управителем и понесший финансовые потери, хвалит своего нечестного работника, а Иисус в итоге предлагает ученикам подражать этой «догадливости» детей мира. Смысл таков: мы должны благодаря не принадлежащему нам богатству (здоровью, уму, свободному времени и т.д., всему, что мы получили от Бога) «делать» друзей, но быть по отношению к ним бескорыстно щедрыми, что вызовет у этих нуждающихся людей чувство благодарности. Когда мы умрем и предстанем перед Судьей, эти друзья поднимут руки и скажут в нашу пользу, ведь они получили от нас при жизни добро, помощь и утешение. Иными словами, они будут нашей защитой, и они нам понадобятся. Ведь надо полагать, что в это время на нас тоже будет лежать груз грехов, но защита со стороны этих благодетельных друзей поможет стяжать благоприятный приговор. Милосердие покрывает множество грехов, и именно эти несчастные будут помогать нам. Делать добро, в конечном счете, выгодно нам самим. Вот где правильная ловкость и догадливость!


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 56649 |Добавил: AdminCityEden | Теги: лев, 10, чтения, Папа, Римский., Ноября, Св, Литургические, великий