12:18 Литургические чтения: 12 ФЕВРАЛЯ. VI рядовое воскресенье | ||||
«Принимая Закон Божий сердцем, мы понимаем, что, не любя ближнего своего, мы в какой-то мере убиваем себя и других, ибо ненависть, соперничество и раздоры убивают братскую любовь, основу человеческих отношений» (Папа Франциск, Angelus 16.02.2020).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Сир 15,15-20 Если хочешь, соблюдёшь заповеди, и сохранишь благоугодную верность. Господь предложил тебе огонь и воду; на что хочешь, прострёшь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему. Велика премудрость Господа, крепок Он могуществом и видит всё. Очи Его – на боящихся Его, и Он знает всякое дело человека. Никому не заповедал Он поступать нечестиво, и никому не дал позволения грешить. Толкование «Человек рожден свободным, но повсюду он в оковах», – так начинается знаменитая книга Жан-Жака Руссо, одного из отцов Французской революции. Это утверждение верно, но далее его текст приводит к соображениям, которых мы не можем принять, потому что они предлагают освобождение человека без действия Бога. Свобода – это свойство человека, его величие: растения и животные не свободны, ибо они следуют природным инстинктам, не рассуждая о них, не задумываясь о том, что хорошо, а что плохо. С другой стороны, человек сам определяет свою судьбу, которая становится результатом его свободных решений. Наша сегодняшняя жизнь зависит от того, какой выбор мы сделали вчера; мы являемся суммой наших решений. В Ветхом Завете путь к истинной свободе уже указан: это выбор добра. Верное соблюдение Божьих заповедей постепенно делает нас все более свободными, подлинными; когда же мы решаемся согрешить, отвратившись от истины, то становимся рабами страстей и теряем дарованную Богом свободу. ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 2,6-10 Братья: Мудрость мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих; но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии. Толкование Есть мудрость мира и есть мудрость Божия: это две разные вещи. То же самое относится и к миру; Иисус говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин 14, 27). Итак, у мира сего есть собственная логика, которая не соответствует логике Божьей. Мы должны уметь хорошо различать это, ибо в противном случае мы рискуем жить по-мирски. Начало мудрости, говорит святой Павел, – это Святой Дух, Который дает правильный взгляд на вещи. Нельзя убегать от мира, нужно просвещать его истинной мудростью. Если все исходит от Бога, то не Святой ли Дух помогает понять, как все по-настоящему устроено? Божественная благодать – это не только источник святости человека, но и родник его истинного разума. Таким образом, существует «университет» Святого Духа, и его «выпускниками» являются те, кто учился по книге Креста Христова, кто любит Господа и смиренно следует наитию благодати и учению Церкви. Истинная мудрость – это мудрость смиренных. ЕВАНГЕЛИЕ Мф 5,17-37 В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не пройдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не пройдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: «не убивай»; кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует. Ещё слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого. Толкование Новый закон Божий – это любовь. Все древние заповеди остаются нетронутыми и должны соблюдаться, но не автоматически или нейтрально, иначе мы рискуем столкнуться с явлением, которое называется фарисейством. Все должно совершаться с любовью и ради любви, ибо Господь смотрит на сердце, намерения, внутреннюю чистоту. Иисус учит на конкретных примерах, что значит любить Бога и ближнего по-новому. Во всех примерах, приведенных в сегодняшнем евангельском отрывке, чистота побеждает великого врага – злобу. Мысли и намерения сердца определяют наши действия. Чистота означает видеть вглубь и желать добра, общения, справедливости. Спросим себя: из какого внутреннего источника исходят наши поступки? Желаем ли мы добра другим? Готовы ли мы отречься от себя, чтобы иметь мирные и добрые отношения с соседями? Все христианство черпает силу в этом внутреннем благе. Есть правовая, холодная, безличная справедливость «книжников и фарисеев» - и есть Божественная, светлая, любящая, нежная справедливость, предложенная Иисусом. Чтобы жить ею, Церковь учит своих детей постоянно призывать Святого Духа. Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 39697 | |
|