ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Гал 5,18-25
Братья: Если вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предупреждаю вас, как и прежде предупреждал, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живём духом, то по духу и поступать должны.
Толкование
В списке плодов Святого Духа, приведенном Павлом, воздержание стоит на последнем месте, ибо оно является как бы синтезом всех остальных даров; оно имеет особое значение для апостольской деятельности. Апостол, «владеющий собой», не только более свободен для проповеди Евангелия, но и делает эту весть более убедительной в глазах других. Воздержание помогает управлять своей жизнью, эмоциями, всем, что в нас есть, что позволяет понять, кто мы есть и чего хотим. По словам Павла, если мы Христовы, то должны оживляться дыханием и любовью Святого Духа, не позволяя плоти властвовать над нами. Через крещение мы соединяемся с умершим и воскресшим Христом. Этот дар также предполагает принятие на себя жизненных обязательств и не освобождает от долгого и, порой, изнурительного пути. Поэтому давайте прежде всего посвятим себя принятию Святого Духа, будем внимать Его голосу в нас и проверять, на правильном ли мы пути, по нашим плодам.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 11,42-46
В то время: Господь сказал: Горе вам, фарисеям, что даёте десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Толкование
Среди верующих всегда есть люди, которые озабочены деталями и пренебрегают сутью христианской жизни. Они совершают различные внешние религиозные действия, но никогда не доходят до того, что затрагивает сердце. Те, кто живет таким образом, мало знают о смирении, любви, кротости и благочестии. Иногда они даже не молятся, не читают Священного Писания. Во многих случаях они не знают, что значит по-настоящему отделить себя от мира. Лицемерно быть настолько преданным определенным аспектам религии, но в то же время игнорировать то, что касается ее связи с сердцем, с душой. Мы тоже можем впасть в этот тяжкий грех, придерживаться того, что нам нравится в вере и в то же время осуждать, презирать, уничижать других верующих. Мы можем усердно посещать церковь, но продолжать лелеять в сердце гордыню. Мы можем стать большими знатоками Библии, литургических обрядов, рассуждать о духовности, но при этом не иметь ничего общего с Иисусом Христом. Горе нам, если не осознаем опасность лицемерия! Будем же дорожить главным, и тогда второстепенное займет свое законное место.