Святой Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 349 года. Получив прекрасное образование, он избрал путь аскетической жизни, а затем, после рукоположения в священники, плодотворно посвятил себя служению проповеди Благой вести. В 397 году Иоанн был избран епископом Константинополя и проявил себя как великий пастырь, искореняя дурные нравы как духовенства, так и народа. Святой усердно трудился, словом и трудами иллюстрируя христианское учение и наставляя верующих духовной жизни, преуспев в этом настолько, что заслужил имя Хризостом (Златоуст). Из-за ненависти придворных и влиятельных личных врагов он был дважды приговорен к изгнанию. После периода невзгод и лишений он умер в Комане 14 сентября 407 года.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 12,12-14.27-31a
Братья: Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки: все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших.
Толкование
Сегодняшний отрывок проливает свет на единство в многообразии. Единство - это не просто эмоции или чувства; оно помогает увидеть живое присутствие Христа в литургии, а также в повседневных встречах с другими людьми. Воскресший Господь объединяет нас всех, делает едиными. Однако бывает сложно реализовать единство на практике, в жизни. Вспомним, например, приходские группы и движения: мы собираемся во имя Христа, но время от времени между участниками проявляются нотки ревности, зависти, обиды, а после встречи порой звучат сплетни, взаимные обвинения... Сложно доказывать жизнью, что мы являемся единым телом во Христе. Поэтому, как говорит св. Павел, мы должны «ревновать о дарах больших». Что это значит? Апостол перечисляет некоторые заметные, внушающие благоговение дары, но на самом деле он подсказывает нам, что есть дары гораздо ценнее этих, и они заключаются в смирении и простоте жизни.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 7,11-17
В то время: Иисус пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; нёсшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мёртвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
Толкование
В то время как Иисус вместе с учениками и окружавшей Его толпой входит в город Наин, другая процессия выходит, сопровождая на погребение «единственного сына у матери». Контраст между двумя процессиями очевиден: первая праздничная и радостная, ибо ее возглавляет Христос, Который есть жизнь; другая печальная и скорбная, потому что в ней присутствует смерть. Разворачивается сильная и многогранная драма. По сути, женщина, потеряв самого любимого человека, испытывает огромную и неповторимую боль и остается зависимой от благосклонности своих родственников. Иисус увидел ее страдания, плач, безмолвную мольбу и «сжалился над нею»: Он подходит, прикасается к гробу и затем Своим могущественным словом повелевает: «Юноша! тебе говорю, встань!». Слово Иисуса вырывает из уз смерти и спасает. Христос возвращает сына матери, ибо там, где Иисус, есть жизнь. Все присутствующие наполняются радостью, ликуют и прославляют Бога. Зададимся вопросом: способны ли мы так же удивляться и хвалить Бога за то, что в Иисусе явлено Его всемогущее Слово и спасительное присутствие?