12:30 Литургические чтения: 13 СЕНТЯБРЯ. Св. Иоанн Златоуст, епископ | ||||
Святой Иоанн Златоуст, епископ и Учитель Церкви «Наше предназначение – быть счастливыми, блаженными, и мы становимся такими уже сейчас в той мере, в какой пребываем на стороне Бога, Его Царства, на стороне вечного и непреходящего. Мы счастливы, если признаем себя нуждающимися перед Богом и если подобно Ему и вместе с Ним мы близки к бедным, страдающим и голодным» (Папа Франциск, Angelus 17.02.2019).
Мастер слова Иоанн, не случайно прозванный «златоустом», оставил многообещающую карьеру ритора, увлеченный Священным Писанием, которое он тщательно изучал в кругу Диодора, будущего епископа Тарса. Иоанн родился в Антиохии около 349 г., был рукоположен в священники епископом Фабианом, но уже в годы диаконства ясно показал выдающуюся способность говорить с людьми о Священном Писании. До этого молодой человек прошел опыт отшельничества, что придавало дополнительную силу его речам. Он проповедовал конкретную любовь к самым бедным братьям, призывал монахов к делам милосердия и отрешению от накоплений, наставлял мирян избегать паутины бесчестия. Словом, больше места для духа, меньше – для плоти. В 397 году пятидесятилетнего Иоанна вызывают в Константинополь, чтобы он стал преемником Патриарха Нектария. Быть епископом означало широкую известность и близость ко двору, но сам святой не изменился. Иоанн боролся с коррупцией, кишащей во дворцах византийской власти, и был верен своему стилю. Народ любил его за это. Но Иоанна стали все более открыто ненавидеть дворяне и некоторые представители духовенства, ибо за словами святого следовали дела: Иоанн удалил многих недостойных пресвитеров, в том числе и епископа Ефесского. Против Иоанна начали плести интриги. Во главе заговорщиков стояли Патриарх Александрийский Феофил и императрица Евдоксия. В 403 году в отсутствие Иоанна Златоуста был созван синод, который вынудил святого епископа отправиться в изгнание, но эта ссылка оказалась недолгой. К ликованию народа, Иоанн возвратился в Константинополь, и его противники возобновили борьбу. 9 июня 404 г. его вновь приговорили к ссылке на окраину империи. Святой Иоанн умер 14 сентября 407 г. в Комане (Понте) во время одного из многочисленных переездов. Мудрость человека и священника – убежденного в том, что повсюду должна воздаваться «слава Божия», – остается неизменной в веках и подтверждается сотнями его трудов. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Кол 3,1-11 Братья: Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлёкшись ветхого человека с делами его и облёкшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос. Толкование Мы призваны свидетельствовать о своей вере жизнью, обращением мыслей не к земному, а к высшему. Вся радость проистекает из того, что мы выбрали Христа причиной нашего существования, ибо Он – новый человек, и кто в Нем, тот новая тварь. Печали, кризисы, трудности в отношениях происходят тогда, когда мы не храним верности Иисусу, единственного критерия жизни. Когда Христа нет в нашей жизни, в сердце торжествуют гордыня и инстинкты. Порывы, противоречащие Божьему закону, ведут к духовной смерти, они душат все небесное и светлое. Постоянно отдавая себя Иисусу, мы умираем для себя. Ветхий человек все больше и больше исчезает благодаря заслугам жертвы Христа, и мы вступаем в новый образ бытия воскресшего человека. Уже на этой земле мы – народ воскресший, поэтому наше совместное бытие основано на «Христе, Который есть всё во всём». ЕВАНГЕЛИЕ Лк 6,20-26 В то время: Иисус, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом; ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне; ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне; ибо воссмеётесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь; ибо велика вам награда на небесах: так поступали с пророками отцы их. Напротив горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Толкование В Евангелии от Луки после четырех блаженств перечислены четыре «беды». Евангелист противопоставляет два образа жизни, корректируя наше мировоззрение. Казалось бы, нет ничего плохого в том, чтобы быть сытым, довольным или любимым людьми, но на самом деле во всем этом таится опасность: тот, кто живет в такой ситуации, редко вспоминает о Боге. Такой человек полагает, что его счастье и благополучие зависят от него самого и от сообразительности; он будет рисковать погрязнуть в собственных достижениях. Именно жизненная гордыня заставляет страдающих ею людей ставить себя во главу угла. Однако в жизни каждого человека наступает момент, когда эта иллюзорная конструкция рушится: это момент истины. Тогда человек осознает, на чём действительно основана его жизнь. Те, кто переживает трудности и гонения, могут впасть в отчаяние и уныние или же сделать свое горе «трамплином» для обращения к Богу. Пусть же невзгоды станут возможностью открыть себя для встречи с Иисусом! Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 65662 | |
|