00:10 Литургические чтения: 14 ФЕВРАЛЯ. Свв. Кирилл и Мефодий | ||||
Свв. Кирилл, монах, и Мефодий, епископ, покровители Европы «Истинный проповедник чувствует себя ‘рабом ничего не стоящим’, ибо знает, что Царство Божие ведет вперед сила Слова. Помолимся святым Кириллу и Мефодию, покровителям Европы, глашатаям Евангелия, дабы они помогли нам смело, в молитве и смирении возвещать слово Божье» (Папа Франциск, Месса в часовне Дома Святой Марфы 14.02.2017).
Святых Кирилла и Мефодия, братьев по крови и вере, называют апостолами славян. Кирилл родился в Фессалониках в семье имперского магистрата Льва в 826 (827) году: он был младшим из семи детей. В детстве он выучил славянский язык. В возрасте 14 лет юноша был отправлен в Константинополь для получения образования. Там он решил принять священный сан и стал «библиотекарем» при Патриархии. Вскоре после этого, желая уединиться, он скрылся в монастыре, но вскоре ему поручили преподавание священных и светских наук. Тем временем его брат Михаил (род. ок. 815 г.) оставил светскую жизнь около 850 года, чтобы уйти в монашество в Вифинии, где он получил имя Мефодий. Вдохновленный примером брата, Кирилл также решил оставить преподавание и посвятить жизнь созерцанию Бога, покаянию и молитве. Однако несколько лет спустя императорское правительство поручило ему миссию к хазарам Азовского моря. Прибывших в Константинополь братьев император Михаил III отправил в Моравию по просьбе моравского князя Ратислава. «Наш народ с тех пор, как отверг язычество, соблюдает христианские законы; однако у нас нет учителя, который мог бы объяснить нам истинную веру на нашем родном языке», – писал Ратислав. Переведя литургию на славянский язык, братья завоевали большую симпатию в народе. Однако это вызвало враждебное отношение к ним со стороны франкского духовенства, которое ранее прибыло в Моравию и считало эту территорию находящейся под собственной юрисдикцией. Чтобы оправдать себя, в 867 году два брата отправились в Рим: там их принял Папа Римский Адриан II, который без колебаний одобрил их миссию, согласившись на использование славянского языка в литургии. В Риме Кирилл тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, он захотел посвятить себя Богу в монашестве в одном из греческих монастырей города и принял имя Кирилл (при крещении его звали Константин). Затем он настойчиво умолял брата Мефодия не отказываться от миссии в Моравии. Кирилл скончался 14 февраля 869 года. Верный обязательствам перед братом, Мефодий в следующем году вернулся в Моравию и Паннонию (сегодня Венгрия), где занялся обучением группы учеников. Именно благодаря этим ученикам удалось преодолеть кризис, возникший после смерти Мефодия 6 апреля 885 года (см. Бенедикт XVI, Общая аудиенция 17 июня 2009 года). ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 13,46-49 В те дни: Павел и Варнава с дерзновением сказали Иудеям: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. И слово Господне распространялось по всей стране. Толкование На протяжении веков Слово Божье оставалось ограниченным землей Израиля. Выйдя из Египта, народ, предназначенный стать «колыбелью» воплощения Бога, воспитал себя на Божественном законе, полученном Моисеем в скрижалях на горе Синай. Иудеи будут хранить его как священный залог, даже если не всегда будут соблюдать десять заповедей. Израиль не может представить, что это лишь первый, начальный этап; как только Законодатель явится во плоти, Он объявит, что пришел новый закон, который не вытеснит старый, но доведет его до завершения. Израиль не хочет этого знать: «Если мы потеряем закон, то утратим привилегию быть избранным Божьим народом», – так они думают и ошибаются. Закон теперь становится Самим Иисусом, Который есть для всех. Новая жизнь – это жизнь Святого Духа, неустанно пребывающего в сердце всех, кто принимает Его, будь то евреи, римляне или испанцы. Это верно и сегодня: именно видя, как мы любим друг друга, сегодняшние язычники убеждаются в новой жизни в воскресшем Христе. ЕВАНГЕЛИЕ Лк 10,1-9 В то время: Избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти. И сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдёте, сперва говорите: «мир дому сему». И если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш; а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придёте в какой город, и примут вас, ешьте, что вам предложат. И исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: «приблизилось к вам Царствие Божие». Толкование Слово Иисуса к семидесяти двум ученикам открывает новый этап: теперь не только Иисус, не только Двенадцать, но и другие должны выходить на улицы, чтобы возвестить всем: Иисус здесь, Он жив и действует, спасение действительно пришло. Для Кирилла и Мефодия это было еще труднее, чем для галилейских учеников: они отправились в чужие земли, где говорили на незнакомых им языках, а люди никогда не слышали ни о Боге, ни о Христе. В одиночку им удалось убедить тысячи людей и даже создать алфавит (которого у них раньше не было) для записи того, что говорили устно. Этот алфавит существует и по сей день; он назван в честь своего изобретателя: кириллица. Воодушевление Кирилла и Мефодия, их полная самоотдача, любовь к истине и стремление спасти всех – выдающийся пример для всех христиан. Имеем ли мы подобное рвение в том, что делаем? Разве мы не встретили точно такую жизнь, великолепие, истину? Благая весть должна быть донесена до всех, без страха. Для этого будем неустанно просить о даре смелости, настойчивости, креативности и терпения у Святого Духа. Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 40707 | |
|