ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Евр 4,12-16
Братья: Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Толкование
Первосвященник в Ветхом Завете управлял всей храмовой литургией. С помощью ритуальных жертвоприношений он просил у Бога защиты от зла, прощения грехов, благосклонности к народу. Жрец однако никогда не отождествлялся с жертвой; как только обряд заканчивался, он спокойно уходил домой. С Иисусом все меняется: время символов заканчивается и мы вступаем в полную реальность. Единственный первосвященник – Иисус Христос. Сегодняшние священники представляют Его, действуют от Его имени, но единственный первосвященник – Он Сам. Великая и необыкновенная новизна заключается в том, что Он также является жертвой. Господь приносит Себя в жертву и Своим воскресением остается вечно живым, ходатайствуя за нас перед Небесным Отцом.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 2,13-17
В то время: Вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошёл к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьёт с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Толкование
Читая о призвании Левия, можно подумать, что это какой-то особый, исключительный случай призвания. Похоже, он никак не относится к нам, поскольку мало кто настолько радикально меняет свою жизнь за один миг. На самом же деле все наоборот: именно так слышит призвание каждый человек. Каждый из нас живет в грехе, когда Иисус призывает нас. Никто из нас не без греха, поэтому мы все более или менее похожи на Левия; неважно, был ли он сборщиком налогов, скрягой или ростовщиком. Возможно, мы в жизни занимаемся другим, но у нас тоже есть своя налоговая будка, где мы вершим свои «дела». Иисус проходит сегодня мимо нашей будки и просит нас следовать за Ним, оставив все, отбросив грех (каким бы он ни был). Господь пришел в этот мир призвать грешников: мы признать собственную греховность и понимать, что без Него мы потеряны. Христос проходит рядом, смотрит на нас и зовет властно и кротко: «Следуй за Мной». Мы должны дать Ему ответ. Поступим же как Левий, который не раздумывал ни секунды: он встал и сразу последовал за Ним, находя в этом призыве исцеление от греха, смысл своей жизни и ее наивысшую реализацию.