Крест – это «кафедра» Бога. Нам будет полезно созерцать Распятого в тишине и увидеть, кто такой наш Господь: Христос не указывает ни на кого пальцем, даже на тех, кто распинает Его, но широко открывает объятия всем. Он не сокрушает нас Своей славой, но позволяет сорвать с Него одежды ради нас; Он любит нас не только на словах, но дает нам жизнь; Он не принуждает нас, но освобождает. Он не относится к нам как к чужим, но берет наше зло и грехи на Себя. Чтобы освободиться от предрассудков о Боге, мы взираем на Распятого. Отдав жизнь на Кресте, Иисус также победил смерть. Из открытого сердца распятого Христа Божья любовь достигает каждого из нас. Мы можем изменить свою историю, приближаясь к Нему, принимая спасение, которое Он предлагает всем нам (ср. Папа Франциск, Общая аудиенция, 8 апреля 2020 года).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Числ 21,4b-9
В те дни: Стал малодушествовать народ на пути. И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть в пустыне? ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришёл народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.
Толкование
Находясь в пустыне, израильтяне жалуются Богу на опостылевшую манну. Настоящий грех народа заключается не столько в тоске по всему оставленному в Египте, сколько в том, что – презрев бескорыстный дар Бога (пища, манна) – люди отвернулись от Него. Змеи – не что иное, как знак разрыва союза с Ним, и смерть становится логическим следствием. Однако народ раскаивается, и Моисей снова ходатайствует перед Всевышним от имени соплеменников. Бог проявляет жалость и милосердие и в качестве средства спасения от смертельных укусов указывает на медного змея, помещенного на шесте. Почему Бог просит поставить медного змея высоко на столбе? Этот змей, очевидно, не божество, к которому можно обратиться (как золотой телец), но память о грехе богоизбранного народа и смерти от змеиного яда. Аллюзия на Иисуса очевидна: Он принял на Себя наши грехи на Кресте и воскрес, даруя спасение и вечную жизнь. Постараемся никогда не отводить духовный взор от распятого Иисуса.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 3,13-17
В то время: Иисус сказал Никодиму: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него.
Толкование
Иисус – единственный Спаситель мира. Но как увидеть Царя царей в страдающем, умирающем человеке, которого бичевали, увенчали терновым венцом, пригвоздили к Кресту? Существует большая опасность, которая, возможно, касается и нас: считать, что воздвижение Креста означает умножение наших трудностей. Если нам захочется обжаловать непомерную тяжесть своего креста, посмотрим на Иисуса и поверим в Него. Если мы сетуем, что страданиям нет конца, возлюбим Иисуса! Если мы чувствуем себя одинокими, будем уповать на Иисуса. Говоря о кресте, необходимо представлять весь горизонт пасхальной тайны: евхаристическую жертву Христа, гефсиманское борение, предательство близких и друзей, мучительную смерть в распятии, славное воскресение, вознесение на небо, Пятидесятницу. Лишь тогда унизительный, страшный, смертоносный, мрачный Крест становится животворящим, спасительным, превосходным и лучезарным Крестом святым.