Святая Тереза родилась в Авиле (Испания) 28 марта 1515 года в знатной семье и в возрасте 20 лет вступила в орден кармелиток. В течение 20 лет в монастыре она не отличалась пылкой святостью, но в 40 лет пережила второе обращение. Движимая горячим желанием «совершать великие дела», она пошла настолько далеко, что провела реформу всего ордена, дав начало Босым кармелитам и основав новые монастыри, как мужские, так и женские. Святая Тереза достигла высшей степени единения с Богом с помощью дара «духовного брака». Она также занималась литературной деятельностью, делясь плодами своих мистических переживаний. Святая умерла в Альба-де-Тормес (Саламанка) 15 октября 1582 года. Павел VI провозгласил ее Учителем Церкви 27 сентября 1970 года, а Папа Франциск отозвался о ней так: «Святая Тереза – это прежде всего учитель молитвы. Она была убеждена в ценности непрестанной молитвы, даже не всегда совершенной. Святая Тереза просит нас быть настойчивыми и верными даже посреди духовной пустыни, личных трудностей или неотложных нужд».
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Еф 1,15-23
Братья: Услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мёртвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём.
Толкование
Чтение этого отрывка призывает принять дух мудрости, исходящий от Небесного Отца, позволить вере просветить сердца, дабы мы свидетельствовали о нашей надежде: наша судьба – на небесах, где мы соединимся с Господом Иисусом Христом. Христианская надежда не имеет ничего общего с чаянием выиграть в лотерею. Это вовсе не что-то туманное и необоснованное, это не надежда заблуждающихся. Христианское упование, по словам св. Франциска Ассизского, – это «уверенная надежда» тех, кто знает, в Кого они уверовали: во Христа, Который есть путь, истина и жизнь, совершенное исполнение всего сущего. Надежда зиждется не на человеческих способностях, разуме и силе, а на любви, которую Бог питает к Своим чадам, и верность этой любви навеки. «Надеяться – это обязанность, а не роскошь. Надеяться не значит мечтать, наоборот: это средство превратить мечту в реальность» (кардинал Леон Жозеф Суененс). Счастливы те, кто смеет надеяться.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 12,8-12
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить; ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
Толкование
Почему хула на Святого Духа непростительна? Как понимать этот грех богохульства? Было дано много ответов. Святой Иоанн Павел II в энциклике о Святом Духе Dominum et vivificantem (46) дал такое объяснение, ссылаясь на Фому Аквинского: «Грех против Святого Духа считается непростительным по причине своей природы, поскольку он устраняет все, что может послужить средством к прощению грехов». Согласно такому толкованию, «богохульство» состоит не в оскорблении Святого Духа словами, а в отказе принять спасение, которое Бог предлагает человеку через Святого Духа, действуя через жертву Креста. Поэтому, с определенной точки зрения, не существует столь тяжкого греха, который Бог не мог бы простить, если, конечно, мы искренне покаемся. Но после нашей смерти второго шанса не будет. В Своей милости Бог предложил нам шанс на спасение, поэтому мы должны каяться в своих грехах и принимать Божий дар благодати. «Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими».