ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Евр 5,1-10
Всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающимся; потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»; как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями научился послушанию; и, исполнившись совершенства, сделался для всех послушных Ему источником спасения вечного, быв наречён от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.
Толкование
Иисус – единственный истинный первосвященник, единственный посредник между Богом и человеком, Он приносит Себя в жертву во искупление грехов. Это один из немногих отрывков в Новом Завете, в котором драматически описывается соприкосновение Христа с миром человеческого греха. Иисус коснулся глубин страдания и из этой глубины возопил к Отцу. Этот возглас – последнее слово Иисуса на Кресте. Но именно благодаря этим страданиям Иисус был «услышан», говорится в сегодняшнем отрывке. Это означает, что Своей телесной смертью Он спас все человечество от вечной смерти, поскольку Сам Он тоже человек, Он заплатил за всех, страдая за грехи, которых не совершал. Мы должны разделить с Ним этот плач, смириться и всеми силами прилепиться к славному Кресту Христа. Давайте делать это каждый раз, когда участвуем в Святой Мессе, всякий раз, когда мы страдаем с любовью, как Иисус и ради Иисуса.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 2,18-22
В то время: Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Иисусу и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. Но придут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься, в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани: иначе вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвёт мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут. Но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
Толкование
Впервые в Евангелии Иисус отождествляет Себя с женихом. В Книге пророка Исаии Бог однажды назвал себя таким титулом («твой Творец есть супруг твой», 54,5), но здесь фарисеи сталкиваются с человеком из плоти и крови, который заявляет: «Я – жених!». Если есть жених, то, конечно, есть и невеста, ибо ни один холостяк не называется женихом. Кто же эта невеста? Человечество? Вся Церковь? Нет: это человек, потому что любовь всегда требует двух полюсов, двух личностей, которые обмениваются взаимной привязанностью, служением, любовью. Невеста – это ученики (которые поэтому не могут поститься, пока Жених рядом), но это также и фарисеи, которые стоят перед женихом Иисусом. Однако, если они не могут этого понять, хотят оставаться в старых рамках Закона, а не Святого Духа (старые мехи и старое платье), они не смогут познать радость новой жизни в Святом Духе (новое вино и новые мехи). Будет также время, когда жених будет уведен: речь идет о смерти Господа и Его погребении, но «исчезновение» жениха происходит также, когда человек падает или хочет жить в грехе. Тогда требуется пост: без Божественного жениха настоящая любовь умирает.