ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Быт 49,2.8-10
В те дни: Иаков созвал своих сыновей и сказал им: Сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
Толкование
В этом отрывке из Книги Бытия рассказывается загадочный эпизод: в конце жизни Иаков призывает сыновей и обращается к каждому из них со словами благословения. Когда наступает очередь Иуды, отец произносит еще большее благословение, делая его почти главным над своими братьями. Действительно, Иуда будет предком царя Давида. Иаков пророчествует здесь о том, что Мессия придет из потомков Иуды. На самом деле, мы увидим, как это исполнилось в истории Иисуса из Назарета, Который через Иосифа присоединился к колену Иуды. Мы все ближе и ближе к Рождеству Господа, и уверены, что это пророчество исполняется в Иисусе, как оно исполнилось и в Давиде. Никто не сможет отнять у Него скипетр лидерства, как это самонадеянно пытался сделать сначала Ирод, а затем первосвященники и книжники. Мы в надежных руках.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 1,1-17
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Толкование
Слово Евангелие означает «благая, радостная весть». Какая же радостная весть содержится в этой, казалось бы, бесконечной череде имен? Кто-то может ответить, что радостная весть состоит из сообщения о рождении Иисуса. Это верно лишь отчасти. Если Христос рождается в истории, на территории, обозначенной точными координатами, то это потому, что Он хочет что-то сообщить нам. Кажется, Он говорит: «Видите эту цепочку имен? Некоторые из них были святыми, другие – нет. Одни добились того, что их полюбили люди, другие – нет». В этом родословии представлено все слабое и грешное человечество, и все же Христос не испытывает отвращения к нему. Господь спускается в Иордан вместе с грешниками, Он снисходит в историю конкретной семьи. Его рождение возвращает достоинство женщинам, упомянутым в этом родословии, даже если не все они блистали добродетелью. Если Христос не осуждал никого из Своих предков, почему Он должен делать это с нами?