В возрасте четырех лет Елизавета уже была помолвлена. Родители – король Венгрии Андраш II и королева Гертруда – обручили ее с Людвигом, сыном и наследником правителя Тюрингии (область в Германии). В 1217 году, после смерти отца, Людвиг стал его преемником и в 1221 году торжественно венчался с 14-летней Елизаветой. В 1222 году родился их первый сын, Герман. Две девочки, Софи и Гертруда, последовали за ним. Но последняя появилась на свет уже без отца: Людвиг скончался в Отранто по пути на Шестой крестовый поход. Овдовев в 20 лет и имея троих детей, Елизавета получила назад свое приданое, и – хотя могла снова выйти замуж или уйти в монастырь, как другие королевы, – выбрала францисканскую «совершенную радость»: она отдала все свое приданое на строительство больницы для бедных. Но прежде всего Елизавета посвятила всю свою жизнь бедным. Для нее самореализация означала стать такой же, как они. Святая посещала больных два раза в день, в остальное время собирала помощь. И все это - оставаясь в своем состоянии вдовы, мирянки. После смерти Елизаветы ее духовник рассказал, что еще при жизни мужа она часто посвящала себя больным: одних кормила, другим предоставляла постель, третьих несла на своих плечах, всегда делая все возможное, не ставя однако себя в противоречие с мужем. Она жила обычной жизнью с глубокой верой, считая себя ничем не выше тех, за кем она ухаживала, и просила обращаться к ней на «ты», без всяких титулов. Она жила как бедная женщина и как бедная женщина заболела; святая даже отказалась вернуться в Венгрию, как хотели ее родители. Елизавета умерла в Марбурге в возрасте 24 лет, в 1231 году, и сразу многие начали считать ее святой, что побудило Папу Римского Григория IX немедленно начать процесс канонизации.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Откр 5,1-10
И видел я, Иоанн, в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и снаружи, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати её? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землёю, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в неё. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришёл и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
Толкование
В описании великих сцен в Книге Откровения используются образы, которые гармонично сочетаются друг с другом. Семь печатей, четыре живых существа, семь рогов и семь очей. Что это значит? Когда человек находится в присутствии Бога, все творение отражает гармонию, которая указывает на совершенство Божьего великолепия. Эта знаменательная сцена служит для описания задачи, которая стояла перед Иисусом из Назарета. Он – лев из колена Иудина, распятый и воскресший, – открывает Книгу жизни и принимает хвалу. Благодаря Его крови люди всей земли были объяты Небесным Отцом, Который сделал их единым Царством. Это великое чудо, о котором мы должны много размышлять. Расстояния преодолены, различия в культуре, языке, расе, национальности больше не являются препятствием для общения. В то время, когда общество внушает, что самое важное – это потребности и права отдельно взятого человека, сегодняшний отрывок заявляет, что мы все принадлежим к одному Царству. Да поможет нам Господь осознать эту истину.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 19,41-44
В то время: Когда приблизился Иисус к Иерусалиму, то, смотря на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
Толкование
Иерусалим. Святой город, центр мира, который видел разворачивающуюся историю спасения, который слышал пророков, теперь не может распознать «кайрос», благоприятный момент, время, населенное вечным. Иисус плачет при виде священного града, ибо видит результат забвения Бога. Очевидно, что, когда говорят об Иерусалиме, имеют в виду не сам город, один из многих, а символ, который он воплощал в себе на протяжении истории. Плача об Иерусалиме, Христос на самом деле плачет не только о жителях этого города, но и обо всех верующих, которые, зациклившись на собственной идее спасения, не видят новизны жизни, предложенной Богом в Иисусе. Частица Иерусалима есть и в наших сердцах, в нашей жизни. Как часто мы, упорствуя в своем представлении о Боге, думая о Нем в соответствии со своими категориями и ожиданиями, не осознаем Его близкого присутствия! А ведь Он всегда рядом. Результатом является разрушение, но не как Божье наказание, а как естественный результат нашего неправильного выбора. Плачет ли Иисус, глядя на наш «Иерусалим», на нашу жизнь?