Святой Игнатий был преемником Петра на посту епископа антиохийской Церкви. Осужденный на казнь, он был доставлен в Рим и там принял славную мученическую смерть в 107 году. Во время путешествия он написал семь посланий к различным поместным Церквам. В этих трудах можно найти важные сведения об устройстве Церкви и основополагающих принципах христианской жизни. Его литургическая память почиталась в этот день в Антиохии с IV века.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Еф 2,1-10
Братья: Вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Толкование
О каких добрых делах говорит Павел в конце отрывка? Это те дела, которые прославляют Бога. Важно понимать, что добрые дела – это не то же самое, что дела, предписанные законом. Апостол никогда не называет дела закона «добрыми делами», а использует этот термин лишь говоря о делах тех, кто во Христе Иисусе. Только те, кто в Нем, могут творить добрые дела, ибо это происходит благодаря силе Святого Духа. Так, например, евангелизация является добрым делом, если она приводит других к Богу, а не к прославлению себя; навстречу материальным, социальным, духовным нуждам следует выходить таким образом, чтобы помочь человеку увидеть заботу Бога о своих детях. Поэтому, когда мы оцениваем свою жизнь, когда мы решаем, как провести день или даже просто свободный час, будем помнить, что как дети Бога мы существуем для того, чтобы воздавать славу только Ему. Пусть это будет основой каждого нашего поступка и решения. Не будем растрачивать впустую нашу жизнь и вечность, давайте жить для чего-то вечного, для прославления Бога.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 12,13-21
В то время: Некто из народа сказал Иисусу: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Толкование
Сегодняшний евангельский отрывок затрагивает довольно сложный вопрос: наследование. Во многих семьях возникают ситуации обид, шантажа, угроз, разногласий по вопросам наследства. Почему? Давайте спросим себя: от чего или от кого зависит наша жизнь? Действительно ли стоит иметь немного больше, чем другие, ценой единства семьи и любви в ней? На первом месте должно быть не имущество, а добро, иначе мы теряем из виду саму суть и цель, ради которой мы были созданы. К сожалению, более общий вопрос об использовании земных благ возникает в глобальном масштабе и бросает нам вызов. Если мы все дети одного Отца, то почему одни едят, а другие нет? Почему одни учатся, а другие нет? Почему одни имеют право на заботу, а другие нет? Иисус не вступает в спор о наследстве между двумя братьями, но показывает нам, что жизнь не зависит от того, чем мы обладаем, и что Бог есть Отец, Который обеспечивает нас и никогда не бросает. Поэтому давайте стараться «богатеть в Бога», делая все возможное для более справедливого и братского мира, где все могут обрести себя как Божья семья под любящим взглядом Небесного Отца.