ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Суд 13,2-7.24-25
В те дни: Был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнёшь, и родишь сына. Итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого. Ибо вот, ты зачнёшь и родишь сына, и бритва не коснётся головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнёт спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего. Он сказал мне: «вот, ты зачнёшь и родишь сына; итак не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого: ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий». И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь. И начал дух Господень действовать в нём в стане Дановом, между Цорою и Естаолом.
Толкование
В Священном Писании часто рассказываются истории, невозможные с точки зрения людей. Среди них – рассказы о чудесных рождениях. У бесплодных, престарелых матерей и отцов зачинаются дети, на которых возложена великая задача быть орудиями спасения, задуманного Богом. Сегодня нам рассказывают о рождении Самсона, который сыграет важную роль в истории еврейского народа. Каждый ребенок – это знак любви Небесного Отца, не устающего вновь и вновь дарить жизнь. В каждом зачатом существе всегда есть семя любви; если дать ему прорасти, оно способно подарить миру красоту, стать орудием спасения. Самсон на иврите означает «маленькое солнце», он станет одним из библейских судей, и его вклад будет основополагающим в победе над филистимлянами. В нем угадываются черты Иисуса, истинного солнца, как поет Захария в своей хвалебной песне. Иисус будет судьей, который оправдает всех. Христос освободит человека от самого ужасного рабства – рабства греха и смерти.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 1,5-25
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей; ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения; тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария; ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать, и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
Толкование
Еще одна история, невероятная для человека, но не для Бога. Захария и Елизавета праведны перед Богом, но бездетны. Это «но» висит над ними как Дамоклов меч. Бесплодие пары рассматривалось как Божественное наказание за какой-то скрытый грех, не очевидный в глазах людей, но явный в глазах Бога. И вот, когда священник Захария совершает обряд в храме, происходит неожиданное. Ангел Господень объявляет ему о рождении сына, и Захария, услышав эту обескураживающую весть, теряет дар речи. Он бы дерзнул попросить объяснения, но не смеет надеяться на невозможное. Странно: он – священник, человек, предстающий перед Господом, – не умеет слушать Его голос и слово. Это происходит и со многими верующими. В христианской жизни прежде всего нужно предоставить первое место в своей жизни Божьему голосу.