13:03 Литургические чтения: 19 ДЕКАБРЯ. Вторник III недели Адвента | ||||
Захария и Елисавета, родители Иоанна Крестителя «Событие Рождества Иисуса началось с простого жеста милосердия; истинное милосердие – это всегда плод Божьей любви. Этот эпизод помогает увидеть в особом свете тайну встречи человека с Богом; встречи, отмеченной не поражающими воображение чудесами, но прежде всего верой и милосердием» (Папа Франциск, Angelus 23.12.2018).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Суд 13,2-7.24-25 В те дни: Был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнёшь, и родишь сына. Итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого. Ибо вот, ты зачнёшь и родишь сына, и бритва не коснётся головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнёт спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего. Он сказал мне: «вот, ты зачнёшь и родишь сына; итак не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого: ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий». И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь. И начал дух Господень действовать в нём в стане Дановом, между Цорою и Естаолом. Толкование Датский философ Сёрен Кьеркегор писал: «Всякий раз, когда мировой истории приходится делать значительный шаг вперед, преодолевать трудный путь, сразу же появляется вереница настоящих рабочих лошадок: безбрачных, одиноких людей, живущих только идеей». В истории Израиля это действительно так: всякий раз, когда происходит особое вмешательство Бога для проявления чего-то нового, избранный человек получает особое благословение, как будто на нем стоит Божья «печать». Самсон родился по прямому вмешательству Бога от матери, которая не могла иметь детей, затем он был освящен формулой «назорея» – своеобразного религиозного статуса, существовавшего в Израиле. На него снизошла благодать Господня, давшая необычайную силу для борьбы с филистимлянами. Так было и с Исааком, и с Иаковом, и с Самуилом, и с Иоанном Крестителем: все фигуры, подготавливающие великое событие рождения Иисуса от Марии, все трубные звуки Ветхого Завета возвещают о поистине уникальном величайшем изменении в истории – пришествии Бога во плоти. ЕВАНГЕЛИЕ Лк 1,5-25 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей; ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения; тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария; ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать, и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Толкование Для того, чтобы указать человечеству неминуемость прихода Мессии, рождение Предтечи должно было иметь совершенно особый резонанс. Он мог бы родиться от Елизаветы, когда она была еще молодой невестой, и никто бы не возражал. Однако событие должно было потрясти сознание и поразить толпу, поэтому на арену истории приходит «знамение» чуда. В конце концов, недоверчивость Захарии увеличивает масштаб знамения, ведь внезапное лишение речи случается не часто. В самом деле, люди поняли, что он «видел видение в храме». Знамения даются для отвлеченных, для теплохладных; те, кто имеет крепкую веру, не нуждаются в особых знамениях. Именно для того, чтобы пробудить народ от сна (который Захария впоследствии, обретя дар речи, назовет «тьмой и тенью смертной» в Benedictus – см. Лк 1,68-80), ангел возвещает о грядущем чуде – зачатии ребенка во чреве пожилой женщины. Это произойдет, несмотря на сомнения Захарии. Поэтому всегда нужно быть внимательны к знамениям времени: они служат для пробуждения нас от оцепенения, от «сна смерти», который есть грех. Эти Божьи знамения происходят и сегодня! Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 54938 | |
|