ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Откр 11,4-12
Сказано мне, Иоанну: Это два свидетеля Мои, они суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрёт врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни пророчествования их; и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И многие из народов и колен, и языков и племён будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трёх дней с половиною вошёл в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.
Толкование
Не так-то просто понять язык этого отрывка из Книги Откровения. Попытаемся уловить суть повествования и его значение для сегодняшнего дня. Здесь описана вечная борьба сил зла против добра. Проповедь Благой вести, как и проповедь пророков, вызывает гнев у тех, кто не хочет обращаться и принимать вечную новизну веры. Этот гнев может привести (и в ходе истории уже приводил) к насилию и смерти глашатаев Евангелия. Однако все это зло, эта победа антихриста, преходящи. Через три с половиной дня, говорится в тексте, дыхание жизни, исходящее от Бога, входит в эти истерзанные тела и воскрешает их. Три с половиной дня – это еще одна мера, которую использует Священное Писание, открывая, что дни зла сочтены и его время имеет предел.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 20,27-40
В то время: Пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Иисуса: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрёт брат, имевший жену, и умрёт бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев. Первый, взяв жену, умер бездетным. Взял ту жену второй, и тот умер бездетным. Взял её третий, также и все семеро; и умерли, не оставив детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресение, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели её женою. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мёртвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых. Ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чём.
Толкование
Как часто мы тоже поддаемся искушению соизмерять реальность с нашим узким мерилом суждения! Мы знаем лишь это измерение бытия и с его помощью хотим проникнуть в тайну загробной жизни. Саддукеи, о которых сегодня говорится в Евангелии, не верили в воскресение мертвых. Для них вера имела смысл постольку, поскольку позволяла пользоваться благосклонностью Бога в этой жизни. В Первом послании к Коринфянам, в главе 15, Павел, прекрасно знакомый со всеми течениями иудаизма, подчеркивает именно это: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (см. ст. 12-14). Но саддукеи не заботятся о своем обращении, а лишь о том, чтобы поймать Иисуса на слове и доказать, что Он не от Бога. Приводя хрестоматийный пример, они не осознают, что жизнь не подчиняется правилам какого-либо руководства, ее нельзя уложить в неизменные шаблоны. Оставим тайну воскресения Христу, и присоединим наши сердца к Его спасительному замыслу.