ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 26,1-6
В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. Отворите ворота; да войдёт народ праведный, хранящий истину. Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа во веки; ибо Господь Бог есть твердыня вечная. Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих.
Толкование
Народ Израиля всегда характеризовало ожидание спасения. В начале его истории оно совпало с освобождением от рабства в Египте. Однако в широком смысле рабству не было конца, более могущественные народы постоянно порабощали землю обетования. Ассирийцы, вавилоняне, персы и, наконец, римляне: нескончаемые вторжения и депортации породили среди народа завета мысль о том, что – вместо того чтобы ждать спасения – нужно ждать Спасителя, способного принести силу и мир независимо от конкретных исторических ситуаций. Жизнь и радость верующего определяются не обстоятельствами, в которых он живет, но присутствием, способным принести ему свободу и позволить испытывать радость даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Христианин осознает это освобождающее присутствие в Господе Иисусе.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 7,21.24-27
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал; потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
Толкование
Царство Небесное часто кажется чем-то далеким, недостижимым, почти утопией; однако оно не только рядом, но даже внутри нас. Когда мы слышим это выражение, то думаем о рае в потустороннем мире, но Господь Иисус воплотился, чтобы сказать всем людям: Царство Небесное есть исполнение того, что мы можем испытать уже в этом мире. Царство Небесное – это Сам Бог, Отец, Который задумал, пожелал и возлюбил нас прежде сотворения мира. Поэтому недостаточно слов; мы должны поступать так, как поступил Сам Бог: стал нашим попутчиком, принял нашу человеческую природу со всей ее бедностью и ограниченностью. Это и есть место воплощения, – не то, что будет после нашей смерти, но преображенная реальность уже в настоящем. На этом прочном основании и нужно строить свое жилище, дом на камне. Слово Божье исполняется в момент его произнесения; таким же должно быть и наше слово.