Прославлять материнство Марии как Матери Божьей и нашей матери в начале нового года означает помнить об истине, которая будет сопровождать наши дни: мы народ, у которого есть Мать, мы не сироты. Сегодня мы испытываем изумление перед Божьей Матерью: Бог – беззащитный Младенец на руках женщины, кормящей своего Творца. Бог и человек всегда вместе, и это благая весть начала года: Бог – не далекий властелин, в одиночестве населяющий небеса, но воплотившаяся Любовь; Он родился, подобно нам, от матери, чтобы быть для каждого братом. Благодаря Деве Марии мы лучше понимаем, что такое любовь Бога: это любовь отеческая и материнская, как любовь матери, никогда не перестающей верить в своих детей и никогда их не оставляющей. Бог-с-нами любит нас независимо от наших ошибок, от наших грехов, от того, как мы поступаем с миром. Бог верит в человечество, из которого выделяется, первая и несравненная, Его Матерь. Помолимся в начале этого года о благодати изумления перед Богом сюрпризов, дабы снова почувствовать то, что мы ощущали при зарождении нашей веры. Сегодня в мире, где все взаимосвязано, и вместе с тем разобщено, мы нуждаемся в Матери. Дева Мария – это средство преодоления одиночества и разобщенности. Сам Бог не обошелся без Матери, и тем более мы в Ней нуждаемся. Пресвятая Дева Мария – это не дополнение к нашей вере: мы призваны принять Ее в нашу жизнь. Скажем Ей все вместе: «Под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица!» (Папа Франциск, из проповеди на праздник Пресвятой Богородицы Марии 1 января 2019 года).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Чис 6,22-27
И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их.
Толкование
Благословение – не просто обряд, позволяющий привлечь Бога на свою сторону: это подлинная тайна, вмешательство Бога, которое должно быть принято с верой. Народ должен всегда чувствовать благословение Господа, своего Отца и Спасителя. Израиль не похож ни на один другой народ: он был создан и задуман Богом специально для того, чтобы в нем родился Сам Бог. Можно сказать, что Израиль – это колыбель для Слова Божьего. Господь через благословение постоянно обновляет Свое Божественное присутствие в жизни народа. Это благословение, естественно, относится и к новому народу Божьему, который уже не Израиль, а святая Церковь Христова. Поэтому мы должны принимать благословение на всю нашу жизнь, чувствуя, что нас хранит Божественное благоволение. С Божьим благословением мы сможем вынести все. Поэтому давайте обратимся к нашим священникам и попросим их возложить на нас руки, повторяя древнее Моисеево благословение, которое не утратило своей силы.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Гал 4,4-7
Братья, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Толкование
Отрывок из Послания святого Павла к Галатам – это великолепное проявление силы Пресвятой Троицы. Бог Отец посылает Сына, Который искупает нас от проклятия греха, умирая за нас и открывая врата Рая. Святой Дух возвращает нас к Отцу, ибо в наших сердцах Он восклицает Его имя: «Отче!». Мы больше не одиноки, потому что Иисус делает нас едиными с Ним, дарует Свое Божественное сыновство, изливает Божественную благодать, полностью меняя содержание нашей жизни, которая больше не является «просто» человеческой. Христианин, таким образом, живет в двух мирах: на земле, в материальном мире, который можно осязать и увидеть, и в то же время в жизни Пресвятой Троицы, где он уже живет жизнью небесной. «Пусть не надеется попасть на небо, тот, кто уже сейчас, в земной жизни, там не находится», – писал св. Симеон Новый Богослов. Спросим себя: где мы живем на самом деле? Кому мы принадлежим? Ответ приходит от Бога: мы – Его дети, мы больше не принадлежим мирской жизни; нужно открыть глаза и осознать это.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 2,16-21
В то время, поспешив, пришли [пастухи] и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
Толкование
Пастухи первыми получают от ангела весть о воплощении Слова Божьего и первыми (после Марии и Иосифа) обретают огромную благодать, созерцая Его. Выйдя из пещеры, они идут и рассказывают всем, что видели: они – самые первые евангелисты в истории человечества. Слушатели поражены не только самой вестью, но и тем, что вестники – простые люди из народа, пастухи, – с таким воодушевлением прославляют Бога и возносят Ему хвалу. Пресвятая Дева Мария ведет Себя иначе: Она тоже поражена невыразимым чудом Божественного материнства; у нее нет слов, она потрясена и поклоняется молча. Девять месяцев она носила Господа Иисуса в своем чреве и теперь созерцает Его в своих объятиях; не произнося ни слова. Ею движет чистая любовь, потому что великие истины, по словам французского поэта Шарля Пеги, передаются в тишине. Пастухи видят и возвещают; Мария видит и поклоняется. Церковь живет в обоих измерениях: она созерцает и поклоняется, как Мария; она созерцает и с воодушевлением провозглашает долгожданный приход Спасителя.