Тереза Младенца Иисуса, которую святой Папа Римский Пий X назвал «величайшей святой современности», показывает силу веры в самой обычной жизни. Она родилась в Алансоне (Франция) в 1873 году и вскоре познала страдания: в возрасте 4 лет потеряла мать, однако ее сестры сделали все возможное, чтобы воспитать девочку. Когда ее сестра Полина, ее «маленькая мама», поступила в Кармель, Тереза серьезно заболела, но 13 мая 1883 года, увидев улыбающуюся Богородицу, она сразу же выздоровела. В возрасте 15 лет Тереза, глубоко взрастившая в себе желание стать кармелиткой, переступила порог монастыря. В обители самым большим испытанием для нее стала духовная ночь, которая окутывала ее на протяжении восемнадцати месяцев: «Бог позволил, чтобы в мою душу вторглась самая густая тьма», – писала она. Однако ее слабое здоровье не выдержало суровости кармелитского устава, и 30 сентября 1897 года (в возрасте 24 лет) Тереза умерла от туберкулеза. Ее простая и тихая жизнь оказала удивительное духовное воздействие на христианский мир. Тереза учит «малому пути» к святости, который состоит в признании собственной малости и полном уповании на Божью благость. Так, она пишет: «Я хочу искать способ пойти на небо по маленькому прекрасному прямому пути, очень короткому и абсолютно новому».
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иов 42,1-3.5-6.12-17
И отвечал Иов Господу, и сказал: Знаю, что Ты всё можешь. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери. И нарёк он имя первой – Емима, имя второй – Кассия, а имя третьей – Керенгаппух. И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвёртого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями.
Толкование
Иов, подвергшийся череде невыразимых страданий, сопротивляется искушениям и остается верным Богу. После встречи со своим Господом он обнаруживает, что душа его радикально изменилась. Иов теперь знает, что страдания не обязательно являются наказанием, что Бог определил конец его пути Своим любящим замыслом; он знает, что идет по трудной и темной дороге под Божьей мудростью. Более того, теперь Иов знает, что его жизнь находится в руках Бога, что было бы глупой самоуверенностью желать господствовать над Богом с помощью скудных человеческих сил. После долгих страданий праведник был вознагражден даром долгой жизни и радостью видеть детей и внуков. Смогут ли трудности, невзгоды, страдания научить тому, какими должны быть наши слова, поступки и мысли по отношению к Богу? Сможем ли мы удержаться от разрыва отношений с Ним и упорствовать в вере и уповании, если попадем в похожие испытания, что и Иов? Запасемся терпением и будем стараться не вносить «исправлений» в Его замыслы, потому что мы их не знаем. Бог обязательно вмешается: Он никого не оставляет и, как в случае с Иовом, благословит будущее верных Ему детей.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 10,17-24
В то время: Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоём. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью; и ничто не повредит вам. Однако тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Да, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение. И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Толкование
Во время своей миссии ученики осуществляли дарованную им власть изгонять бесов. По возвращении друзей Иисус предостерегает их и указывает на истинную причину, по которой должно радоваться: не из-за победы над бесами, не из-за принесенного утешения, но прежде всего потому, что их имена записаны на небесах. Это означает, что истинной причиной радости являются не результаты, которых мы достигаем в провозглашении веры, а знание того, что мы получаем дар спасения и что мы любимы и избраны Богом. Затем Иисус обращается с молитвой и благодарностью к Небесному Отцу за то, что Он утаил мудрость Евангелия от самодовольных и утверждает, что уже все знает, и открыл ее малым, – тем, кто с искренним сердцем слушает и применяет Его учение в жизни, кто готов потерять все, чтобы придерживаться истины. Христос объявляет блаженными тех, кто видит то, что лицезрят ученики. Что же они видят? Иисуса, Бога, Который осуществляет спасение. Мы тоже блаженны, потому что у нас есть Евхаристия и Слово Божье.