ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 7,10-14;8,10с
В те дни: Господь сказал Ахазу: проси себе знамения у Господа Бога твоего; проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог.
Толкование
Господь не перестает дарить Свою любовь людям, несмотря на их неверность и неблагодарность. Царь Ахаз уверен в своих решениях, он храбрый, доблестный в военном отношении, отличный стратег; из-за всех этих качеств и талантов он полагает, что Бог ему не нужен. Монарх отказывается от предложения Господа, оправдываясь тем, что «не хочет искушать Господа», однако на самом деле не желает рисковать, играя в игру с таким непредсказуемым союзником. Это библейское чтение, звучащее на пороге Рождества, ставит перед нами вопрос о готовности снова сделать ставку на Бога и на Его любовь к нам. Господня любовь не довольствуется красивыми и возвышенными словами: она требует взаимности и полного доверия.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 1,26-38
В шестой месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его, и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел.
Толкование
Есть прекрасное толкование этого отрывка, оставленное о. Давидом Марией Турольдо. Вопросы, с которыми Мария обращается к ангелу, уточнения, о которых Она просит, по мнению итальянского священника, должны читаться с оттенком изумления. Мария как будто говорит: «Скажи, что я должна сделать, дабы свершилось объявленное Тобой; скажи, как осуществить мечту Бога?». Евангельский диалог свидетельствует о безусловном доверии Марии; это знак любви к Всевышнему и Его замыслу, который делает Приснодеву способной отбросить любые частные представления о грядущем. Мария понимает, что Бог просит ее о чем-то великом и необъятном; она отвечает «вот я», полностью отдавая себя Его любви. Благодаря согласию простой девушки из Назарета Бог входит в человеческую историю и больше не воспринимается как далекий, ушедший на покой Творец Вселенной, но становится нашим верным и близким попутчиком.