Благодаря апостольству нескольких мирян христианская вера проникла в Корею в начале XVII века. Несмотря на отсутствие пастырей, сформировалась сильная и ревностная община, руководимая и взращиваемая почти исключительно мирянами до 1836 года, когда в регион тайно проникли первые миссионеры из Франции. Из этой общины (в гонениях 1839, 1846, 1866 и 1867 годов) вышло 103 святых мученика, среди которых выделяются первый корейский священник Андрей Ким Тэгон, ревностный пастырь душ, и выдающийся апостол-мирянин Павел Чон Хасан. Все остальные, в основном миряне – мужчины и женщины, женатые и незамужние, старики, молодые и дети, связанные мученической смертью, – запечатлели кровью чудесную весну корейской Церкви.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Притч 21,1-6.10-13
Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, – грех. Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. Приобретение сокровища лживым языком – мимолётное дуновение ищущих смерти. Душа нечестивого желает зла; не найдёт милости в глазах его и друг его. Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. Кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан.
Толкование
Книга Притчей – это собрание текстов, составленных ранее V века до Рождества Христова. Однако даже спустя века Слово Божье по-прежнему живо и актуально. Оно передается из поколения в поколение, и в нем мы постигаем то, что необходимо для пути веры. Чтение этого отрывка помогает задуматься о силе и мужестве, которые может внушить только Господь: именно Он правит и направляет сердце царя туда, куда пожелает. Но в каком же направлении? Нам не дано этого знать, но мы можем идти по дорогам жизни, следуя пути искренности и доброты сердца. В тексте ясно сказано: осуществление справедливости и честности для Господа стоит больше, чем жертвоприношение. Ритуалы – это внешняя часть, с которой мы обращаемся к Нему, и они теряют свою ценность, становясь бесплодными, если отсутствует истинная вера; только Господь способен взвесить мысли и побуждения сердца человека. Господь желает от нас искренности сердца. И, напротив, высокомерие и гордое сердце в глазах Бога являются грехом. Идти по этим путям – значит направляться прямо к смерти. Только Бог по-настоящему видит человеческое сердце; поэтому в Нем мы призваны открыть истину о самих себе.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 8,19-21
В то время: И пришли к Иисусу Матерь и братья Его; и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Толкование
При первом прочтении евангельского отрывка мы поражаемся. Как это так? Иисус отрекается от Своей семьи? Нет! Иисус не отрицает Свою семью, но умножает ее, расширяет. Кто может стать частью этой великой семьи? Господь Сам указывает на это двумя важными утверждениями: все слушающие Слово Божье и исполняющие его. Итак, два основных действия, которые необходимо совершать, – это слушать Слово Божье и применять услышанное на практике, то есть воплощать Божье Слово в дела, день за днем созидая Его Царство. Бог есть любовь, и тот, кто исповедует эту любовь и претворяет ее в жизнь, является частью великой семьи Христа, Его Царства на земле. Это послание великой надежды для тех, кто по разным причинам не чувствует себя желанным гостем в великой семье Иисуса. Мы все призваны быть членами Божьей семьи, без каких-либо различий, поэтому Господь всегда сеет Свое Слово и просит лишь об открытом сердце, дабы услышать его, а также о доброй воле, чтобы воплотить ее в жизнь. Будем помнить, что семя, упавшее на добрую землю, – «это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк 8,15).