12:15 Литургические чтения: 21 ФЕВРАЛЯ. Среда I недели Великого поста | ||||
Святой Пётр Дамиан, епископ и Учитель Церкви «В Священном Писании среди пророков Израиля особняком стоит фигура пророка Ионы, который пытался уклониться от призыва Господа, отказываясь поставить себя на служение Божественному замыслу спасения. История этого пророка изложена в небольшой книге, состоящей всего из четырех глав, своего рода притче, несущей великое учение о милости прощающего Бога» (Папа Франциск, Общая аудиенция 18.01. 2017).
Или: Св. Пётр Дамиан, епископ и Учитель Церкви Начало жизни Петра Дамиана было совсем не простым: родившись в Равенне в 1007 году последним из семи детей, он вполне мог умереть, потому что его мать – испуганная прибавлением семейства – решила не кормить его грудью. Однако подруга заметила, что ребенок синюшный, взяла его на руки, оказала ему помощь, а затем вернула матери, которая, оправившись от отчаяния, снова начала его кормить. Осиротев, Петр воспитывался у брата, который плохо с ним обращался; затем мальчика доверили старшему брату, Дамиану, который занимал должность протоиерея в Равенне. Священник позаботился об образовании юного Петра, который в знак благодарности добавил к своему имени имя брата. Его первый биограф святой Иоанн Лодийский, рассказывает о двух значительных эпизодах из юности будущего святого: однажды мальчик нашел монету и решил купить лакомство или игрушку, но потом понял, что все, что он купит, принесет ему лишь сиюминутную радость. Поэтому он решил отнести монету священнику, чтобы тот отслужил Мессу за его умерших родителей. В другой раз, обедая с нищим слепцом, он выбрал для себя белый хлеб лучшего качества и предложил гостю темный. Внезапно в горле Петра застряла рыбья кость: раскаиваясь в своем эгоизме, он поменял свой хлеб на хлеб слепого, и рыбья кость выскользнула. После этого случая юноша решил целиком посвятить себя Богу и приобщился к монашеской жизни: в 1035 году он удалился в камальдольский монастырь Фонте Авеллана, настоятелем которого он стал впоследствии. Эпоха, в которую жил Петр Дамиан, была печальна из-за симонии и безнравственности духовенства, поэтому в 1057 году Папа Римский пригласил его в Вечный город, чтобы он был рядом в момент кризиса Церкви, раздираемой разногласиями и расколами. Вскоре Папа назначил его кардиналом и епископом Остии. Папа Григорий VII хотел видеть его рядом с собой в борьбе против инвеституры: император Генрих IV присвоил себе право назначать епископов и аббатов, за что Папа отлучил его от Церкви. Знаковым результатом трудов святого стала – спустя несколько лет после его смерти – просьба о прощении от императора, который, одетый как кающийся, бросился к ногам Папы в замке Каносса 28 января 1077 года. После мирной миссии в Равенне Петр Дамиан, возвращаясь в свой монастырь в Фонте Авеллана, скончался в Фаенце в монастыре Санта-Мария-Фуори-Порта 22 февраля 1072 года. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ион 3,1-10 И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошёл в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: ещё сорок дней, и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле. И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл. Толкование Ниневия была языческим городом, и перспектива ее разрушения, конечно, не была радостной. Сама по себе эта история может навести на мысль, что обращение было, скорее, «корыстным»: лучше пост, чем смерть для всех. Но отказ от вредных привычек и грехов вполне может быть вызван и страхом перед вечной погибелью, ведь человек создан для счастья, а не для проклятия. Если мы забыли, что нашим истинным благом есть Бог, то вполне можно вернуться к Нему, если кто-то поможет нам понять, что отход от истинного блага приведет к вечной смерти. Именно это произошло с жителями Ниневии: они совершили покаяние, прекратили творить зло, и весь город был спасен. Таково послание Великого поста для нас: давайте удалим из своей жизни дурные привычки, грехи, и наши души будут направлены на путь истинного Добра. ЕВАНГЕЛИЕ Лк 11,29-32 В то время: Когда народ стал сходиться во множестве, Иисус начал говорить: род сей лукав; он ищет знамения: и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо, как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их: ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Толкование Иисус упоминает о знамении, полученном пророком Ионой, объясняя, к чему приводит обращение. «И вот, здесь больше Ионы», – говорит Христос, имея в виду, что после обращения от грехов человек попадает в царство Божьей любви, ибо Господь Иисус есть истинный Бог. Однако невозможно испытать истинное общение с Господом, если человек хочет продолжать жить в пороках и грехах! Поэтому человек очищает свою душу от беззакония и тьмы, отрекаясь от греха, и в то же время входит в свет Христов, покоренный царством любви. Иисус вспоминает Иону, чтобы Его слушатели осознали: прежде всего необходимо прекратить греховную жизнь, а затем открыть сердца Царю царей и Господу господствующих. Это учение весьма актуально сегодня, потому что встречаются люди, которые говорят, что верят в Бога, но в то же время хотят сохранить ситуации, несовместимые с жизнью по благодати. Но жизнь во Христе требует безусловной твердости в отношении зла. Поэтому, если мы осуждаем в чем-то ближнего, то прежде, чем обрушиться на него с упреками, полезно задуматься: возможно, мы сами повинны в аналогичном проступке. Бог любит нас и всегда хочет пребывать с нами, но Он не может войти, если мы препятствуем Ему. Свет изгоняет тьму, и свет есть в нас, если мы принимаем Господа. Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 64561 | |
|