21:10 Литургические чтения: 21 МАРТА. Вторник IV недели Великого поста | ||||
«Человек у купальни был болен пессимизмом, горечью и апатией. Господь немедленно исцеляет больного, однако и это чудесное и важное событие не приносит человеку особой радости; он даже не благодарит Иисуса, а просто сообщает иудеям, Кто его исцелил, навлекая тем самым на Христа угрозу жизни. Многие христиане живут в подобной атмосфере горечи, умея лишь жаловаться на всё вокруг» (Папа Франциск, Месса в часовне Дома Святой Марфы 24.03.2020).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иез 47,1-9.12 В те дни: Привёл Ангел меня, Иезекииля, к дверям храма, и вот, из-под порога храма течёт вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. И вывел меня северными воротами, и внешним путём обвёл меня к внешним воротам, путём, обращённым к востоку; и вот, вода течёт по правую сторону. Когда тот муж пошёл на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повёл меня по воде; воды было по лодыжку. И ещё отмерил тысячу, и повёл меня по воде; воды было по колено. И ещё отмерил тысячу, и повёл меня; воды было по поясницу. И ещё отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: «видел, сын человеческий?» и повёл меня обратно к берегу этого потока. И когда я пришёл назад, и вот, на берегах потока много было дерев, по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течёт в восточную сторону земли, сойдёт на равнину, и войдёт в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдёт туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдёт этот поток, всё будет живо там. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течёт из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание. Толкование Засушливый климат Палестины способствовал тому, что источник воды часто рассматривался как символ животворящей силы Бога. Поэтому иногда рядом с ним строилось святилище. В видении пророка Иезекииля эта сила новой жизни проистекает из самого порога храма и течет на восток, откуда слава Господня вернулась, чтобы поселиться среди народа, возвращенного из изгнания. Сначала это всего лишь маленький незначительный ручеек по сравнению с великими реками Месопотамии, о которых тосковали изгнанные, но он становится все более и более обильным, пока не превращается в судоходную реку. Пророку открывается необычайное плодородие и эффективность источника: его вода наделяет землю пышной растительностью, исцеляет Мертвое море, в котором в обилии появляется рыба, и народ процветает. Вода, исходящая от Бога, делает все земли, к которым она прикасается, полезными и плодородными. Новый Завет принимает и использует эту символику: Иисус – истинный храм, из которого изливается живая вода Святого Духа, вода животворящая и возрождающая. ЕВАНГЕЛИЕ Ин 5,1-3a.5-16 Был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошёл. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцелённому: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? Исцелённый же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Толкование «Хочешь ли исцелиться?»: вопрос Иисуса к больному человеку может показаться риторическим. Мы все хотим исцелиться как от физических болезней, так и от общего недомогания, но за этим вопросом скрывается более глубокое требование. Во времена Иисуса болезнь рассматривалась как небесное наказание за грехи, и, возможно, проведя столько времени среди безразличия окружавших, человек у края купальни Вифезда стал считать себя действительно осужденным. Порой мы не хотим признаться себе, что мы больны, и поэтому не хотим исцеляться. На вопрос Иисуса расслабленный отвечает, обвиняя других, однако маловероятно, что за столько лет он так и не нашел никого, кто мог бы помочь ему искупаться в чудодейственном пруду. Своим вопросом Христос ставит под сомнение реальное желание больного исцелиться, ибо для спасения необходимо наше сотрудничество. Если мы действительно хотим исцелиться, у нас должно быть мужество подняться из прошлого и силы, чтобы снова идти. Пусть наш Великий пост станет временем подлинного обращения, глубокой веры и твердого упования на Бога.
Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 40485 | |
|