«Пресвятая Богородица с самого детства постоянно пребывала в молитвенном диалоге с Богом, Который затем доверил ей особую миссию. С самого момента зачатия она была непорочна и преисполнена благодати, но тогда еще ничего не знала об этом необычайном призвании, о том, что ее ждет. Дева Мария никогда не управляла своей жизнью автономно: она всегда была послушна Богу и Его воле. Мария пребывает в молитве, когда архангел Гавриил приносит ей в Назарет Благую весть. Ее краткому и необъятному ‘Вот я’, заставившему тогда ликовать все творение, в истории спасения предшествовали многие другие ‘вот я’: доверительное послушание, готовность многих людей следовать Божьей воле. Нет лучшего способа молиться, чем открытым сердцем, подобно Марии: ‘Господи, то, что Тебе угодно, когда Тебе угодно и как Тебе угодно’. Именно такой молитве мы можем научиться у Пресвятой Богородицы: не жаловаться на проблемы, с которыми мы сталкиваемся на протяжении дня, но идти навстречу реальности, зная, что, проявляя смиренную любовь в любой ситуации, мы становимся орудием Божьей благодати. Молитва способна унять тревожное беспокойство: мы же волнуемся, хотим получить прежде, чем попросим, хотим все сразу. Такая озабоченность причиняет нам вред; молитва же ее усмиряет, преображая в готовность. Когда мы взволнованы, молитва открывает наше сердце и делает нас готовыми принять Божью волю. ‘Всё, что Тебе угодно, Господи: обещай лишь, что будешь со мной на каждом шагу моего пути’: в молитве важно просить об этом присутствии Господа. Пресвятая Дева Мария сопровождает молитвой всю жизнь Иисуса Христа вплоть до Его смерти и воскресения. Мария стала Божьей Матерью, молясь о рождающейся Церкви. В Евангелии мы встречаем лишь одно описание прошение Пресвятой Девы: в Кане Галилейской, когда она ходатайствует у Сына за людей, которые чуть было не опозорились из-за нехватки вина для гостей. Мария просит Сына решить эту проблему. Уже само ее присутствие – это молитва, точно так же, как присутствие в Иерусалимской горнице, когда она вместе с учениками ждала сошествия Святого Духа. Мария не говорит: «Идите ко мне, я решу все проблемы», но она говорит: ‘Что скажет Он вам, то сделайте’. Именно так поступают ученики Господа, а Мария – Его первая ученица, и она молится как Матерь и как ученица. ‘Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем’: так евангелист Лука описывает Матерь Господа. Мария все хранит в своем сердце и приносит Богу в молитве, в диалоге с Ним. Как было бы прекрасно, если бы и мы смогли подражать нашей Матери! С сердцем, открытым для Слова Божьего, с сердцем безмолвным, послушным, с сердцем, умеющим принимать Слово Божье и взращивать его как семя добра для Церкви» (Папа Франциск, общая аудиенция 18 ноября 2020 г.).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Откр 14,1-3,4-5
И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
Толкование
Мы уже встречали это число в праздник Всех Святых: сто сорок четыре тысячи, и для его толкования можно было бы сослаться на тот комментарий. Но сегодня литургия предлагает другие соображения. Идет последняя неделя рядового времени, вчера мы праздновали Торжество Христа Царя, а в следующее воскресенье начнется литургическое время Адвента. В опыте веры конец всегда содержит в себе откровение цели. Книга Откровения заявляет, что целью духовной жизни является эта новая песнь, вечная мелодия, исполняемая перед престолом. Мы замираем, слушая эту новую песню, сопровождаемую мягким и нежным звуком лиры. Если верно, что наши литургии являются предвосхищением небесной литургии, то каково качество нашего пения? Каковы критерии, по которым мы выбираем, что именно петь во время Св. Мессы? Как мы готовимся к этому? Августин Блаженный говорил, что тот, кто поет, молится дважды.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 21,1-4
В то время: Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
Толкование
Бог оценивает людей и события совсем по-другому, чем мы. Тому есть простое объяснение: мы судим действия людей, а Он видит их сердце. Поэтому Господь ни во что не ставит дары богачей, которые они оставляют в сокровищнице храма, но высоко ценит скудное пожертвование неизвестной вдовы. Суть здесь именно в этом: женщина неизвестна всем, но не Богу. Она выражает такую веру, что Иисус указывает на нее, как на пример подлинной верующей. Подобно Христу, она предала свою жизнь в заботливые руки Небесного Отца, в уверенности, что Он позаботится о ней, как никто другой.