12:49 Литургические чтения: 21 НОЯБРЯ. Введение во Храм Пресвятой Девы | ||||
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии «Иисус создал новую семью, основанную не на кровных узах, а на вере в Него, в Его любовь, принимающую и объединяющую нас во Святом Духе. Все, кто принимает слово Иисуса, являются сынами Божьими и братьями между собой. <…> По отношению к Марии это высшая степень признательности, ибо именно она является Его совершенной ученицей, подчинившейся во всем воле Божьей» (Папа Франциск, Angelus 10.06.2018).
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы напоминает – согласно апокрифам – о дне, когда родители привели трехлетнюю Марию в Иерусалимский храм, чтобы она посвятила себя Богу. Церковь интересует не столько акцент на этом эпизоде, сколько глубокий смысл этого события: полную самоотдачу, подготовившую Марию к тому, чтобы стать «храмом Сына Божия», образцом для каждого верующего, и в особенности для каждой богопосвященной души. Это литургическое празднование началось в VI веке на Востоке и в XIV веке на Западе. Возникновение праздника связывают с освящением в 543 году церкви Пресвятой Марии Новой в Иерусалиме. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 2 Макк 6,18-31 В те дни: Был некто Елеазар, из первых книжников, муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошёл на мучение, и плевал, как надлежало решившимся устоять против того, чего из любви к жизни не дозволено вкушать. Тогда приставленные к беззаконному жертвоприношению, знавшие этого мужа с давнего времени, отозвав его, наедине убеждали его принести им самим приготовленные мяса, которые мог бы он употреблять, и притвориться, будто ест назначенные от царя жертвенные мяса, дабы через это избавиться от смерти и по давней с ними дружбе воспользоваться их человеколюбием. Но он, утвердившись в доброй мысли, достойной его возраста и почтенной старости, и достигнутой им славной седины, и благочестивого издетства воспитания, а более всего – святого и Богом данного законоположения, соответственно сему отвечал, и сказал: немедленно предать смерти; ибо недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешёл в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости, а юным оставлю добрый пример – охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошёл на мучение. Тогда и те, которые вели его, незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство изменили в ненависть по причине вышесказанных слов, ибо они почли их за безумие. Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнёс: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душою охотно терплю их по страху пред Ним. И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели. Толкование Сегодняшний отрывок из Книги Маккавеев можно было бы озаглавить так: «Нет компромиссам». Старый Елеазар мог притвориться, что вкушает языческие яства, и его жизнь была бы спасена. Лишь небольшая уловка в надежде, что никто ничего не заметит, и цель была бы достигнута. Однако от Бога ничего утаить невозможно, и мы должны всегда оставаться чистыми и непорочными в Его глазах. Более того, впоследствии компромисс мог быть раскрыт, и лукавый поступок Елеазара вызвал бы возмущение его соотечественников. Этот великий урок применим и к нам сегодня. Мы тоже иногда идем на компромисс со своей совестью, оправдывая те или иные проступки, которые, как нам кажется, «никому не приносят вреда»; или идем на компромисс с ближним, соглашаясь на обман и уловки. В Царстве Божием нет места тьме: лучше страдать здесь, на земле, но всегда иметь чистую душу перед Богом и людьми. Старец Елеазар различает тело и душу: тело страдает, но в то же время душа добровольно терпит. Какой удивительный пример верности Господу! ЕВАНГЕЛИЕ Лк 19,1-10 В то время: Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперёд, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо неё. Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошёл и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашёл к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее. Толкование Имя Закхей означает «Бог помнит». Иерихонский мытарь погрязал в скверных делах; его называли «начальником мытарей». У него были пороки и грехи, но, вероятно, он не был полностью счастлив. В Иерихоне Иисус только что открыл глаза слепому, а теперь собирался совершить второе чудо: открыть сердце. Вартимей увидел Иисуса глазами, Закхей увидел Его душой и был поражен. За несколько столетий до этого Иисус Навин в том же городе Иерихоне разрушил стены при помощи трубного звука, совершив великий акт веры. Закхей разрушил стену своего сердца и, будучи охвачен Божественным присутствием Спасителя, пригласил Его в свою душу, а затем и в свой дом. Любопытно, что древний Иерихон вошел в историю благодаря также блуднице Раав, спрятавшей израильских разведчиков. В Закхее и Раав воплотилось то, о чем говорил Иисус фарисеям: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21,31) – грешники, встретившие милость, искренне открывшие сердца Господу. Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 74745 | |
|