Матфей родился в Капернауме. Когда его призвал Иисус, он работал сборщиком налогов. Матфей написал Евангелие на древнееврейском языке и, как утверждает традиция, проповедовал на Востоке. В его Евангелии мы читаем: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6,19-21).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Еф 4,1-7.11-13
Братья: Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Толкование
Святой Павел обращается к ефесянам с убедительным и ясным увещеванием, которое можно рассматривать как предупреждение, совет, приглашение, предложение, которое все еще живо и актуально для всех христианских общин. Мы все призваны нести достоверное свидетельство о вере и вести себя достойно. Поэтому каждый из нас и наши христианские общины должны питать себя такими фундаментальными добродетелями, как смирение, кротость, величие духа. Все эти добродетели можно объединить одним словом: любовь, которая выражается в прощении и солидарности с другими, а также в жизни в мире и единстве. Однако каждому дана благодать по мере дара Христова: Церковь созидается через разнообразие даров и участие каждого в жизни общины. У всех индивидуальная роль и предназначение, которые реализуются в различных служениях. В связи с этим есть повод задуматься: какова моя задача в общине? Выполняю ли я ее достойно?
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 9,9-13
В то время: Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Толкование
Иисус призывает всегда и всех. Он призывает рыбаков, а также мытаря Матфея, сборщика налогов на службе у римлян, который в глазах людей того времени выглядит эксплуататором и поэтому не любим народом. Матфей отвечает не словами, а решением: он встал и пошел за Иисусом. То, что произошло тогда, может произойти в жизни каждого из нас. Может ли грешник стать частью семьи Иисуса? Да! Церковь, понимаемая здесь как христианская община, состоит не только и не столько из «совершенных» и «чистых», сколько из «больных», которые всегда нуждаются во враче, способном их исцелить. В этих словах Иисуса есть надежда и любовь. Каждый может быть призван стать частью Божьей семьи, без каких-либо различий. Это вызывает возмущение тех, кто претендует на привилегии и утверждает, что имеет исключительное право на Бога. Поэтому высокомерие, проявленное здесь фарисеями, сразу же разоблачается Иисусом: «Милости хочу, а не жертвы». А милосердие, которого хочет Бог, – это искренняя любовь, понимание, радушие к другим. Каждый жест имеет смысл, если он мотивирован и одушевлен милосердием.