ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Екк (Qoh) 1,2-11
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи – в труде; не может человек пересказать всего; не насытится око зрением; не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
Толкование
Суета сует, – все суета. Какой же смысл следует вкладывать в эти слова? Что хотел сказать Екклезиаст? Быть может, счастье не стоит искать в эфемерном, в том, что обманывает и разочаровывает? В свете происходящего уже более двух лет, а именно чрезвычайной ситуации, вызванной коронавирусом, это утверждение приобретает конкретный смысл и значение. Действительно, мы ощутили всю хрупкость жизни, изменение привычного распорядка и некоторое замедление лихорадочного ритма деятельности. Мы обнаружили, что большая часть нашей жизни состоит из бесполезных и преходящих вещей. Что же действительно важно? Каждый должен задать себе этот вопрос, чтобы отпустить ненужное, эфемерное и бесполезное, чтобы заново открыть то, что действительно прочно и важно. Поэтому давайте сделаем себе подарок, погрузившись в состояние внутреннего внимания Слову Божьему, размышляя о путях Господних в нашей жизни, видя в этом благоприятную возможность для духовного роста. Посвятим время пребыванию со своими близкими: это время точно не будет потраченным впустую или эфемерным.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 9,7-9
В то время: Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мёртвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
Толкование
Ирод слышит обо всех этих событиях, но не знает, что и думать. Именно поэтому он движим желанием увидеть Иисуса и познакомиться с Ним. Удастся ли ему это? Возможно, да. Поймет ли он? Возможно, нет, поскольку не все способны распознать в Иисусе Христе Сына Божьего и Искупителя людей. Иисуса можно увидеть и узнать только чистым сердцем и ясными глазами. Желание Ирода крайне узко, но его любопытство вполне закономерно, ведь, как и он, многие люди задаются вопросом, кто такой Иисус и что Он собой представляет. Многие люди ищут Христа со всей надеждой, искренностью и глубиной, в то время как Ирод ищет Его из праздного любопытства. Давайте на мгновение остановимся и подумаем о том, как по-разному мы смотрим на окружающее нас пространство. Как часто красота, истинная и глубокая красота, ускользает от наших глаз! Из-за спешки или невнимательности мы не замечаем прекрасного вокруг нас. Давайте научимся воспитывать свой взгляд, чтобы видеть подлинное великолепие: закаты, кроны деревьев, гладь водоёмов, лесные горизонты, цвета лугов, зрелища безупречного, шедеврального Божьего творения. Только те, у кого чистое сердце, смогут увидеть величие Бога в окружающем мире и созерцать Его. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.