Или: Св. Иоанн Кентийский, священник
Святой Иоанн родился в Кенте (Польша) в 1397 году. Он обладал незаурядным умом и выдающимися способностями и стал профессором философии в возрасте 26 лет. Иоанн питал огромную любовь к учению и духовной жизни: после изучения богословия, в возрасте 34 лет, он был рукоположен в сан священника. После периода служения в коллегиальной церкви Святого Флориана в Кракове он вновь начал преподавать в университете этого города. Почитаемый всеми профессор учил не только словами, но и личным примером: посещал бедных в приютах, помогал студентам своей скромной зарплатой, часто лишая себя самого необходимого. Он был мягким, смиренным человеком. Святой Иоанн совершил множество пеших паломничеств, из них четыре – в Рим. Говорят, что во время одной из таких поездок банда грабителей напала на него и на его попутчиков. Обнаружив у себя в кармане несколько монет, Иоанн остановил уже убегающих воров, чтобы отдать им эти монетки. Изумленные его поступком грабители вернули все награбленное. Святой умер в 83 года, во время Мессы Навечерия Рождества 1473 года. Иоанн Кентийский был канонизирован в 1767 году; в Польше его имя поминают 20 октября, а в остальном христианском мире 23 декабря, в самую ближнюю дату к его смерти.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Мал 3,1-4;4,5-6
Так говорит Господь Бог: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия, и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.
Толкование
Пророк Малахия объявляет о приходе посланника перед Мессией. Господь поручает объявить о Себе, дабы Его народ не оказался застигнутым врасплох. Во времена этого пророка (около 450 года до Р.Х.) Израиль переживал период глубокого кризиса. Все события нашей жизни и жизни Церкви, все наши литургии, собрания должны быть возвещением Мессии, – иначе они станут лишь пустыми словами, жестами без будущего, программами без надежды. Сердце человека не нуждается в суетных философиях и заумных теологических теориях, в идеологических или культурных умозрительных рассуждениях. То, что спасает человека и дает надежду его беспокойному сердцу, – это встреча с Господом и принятие Его замысла. Его посещение никогда не оставляет нас такими, какими оно нас нашло. Когда Господь входит в нашу жизнь, Он очищает ее и делает блестящей и яркой, как золото. Он делает ее ценной. Господь удаляет всю грязь, которая портит Его великолепие и красоту. Это Сам Бог делает наши приношения угодными Ему.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 1,57-66
Елисавете настало время родить; и она родила сына. И услышали соседи и родственники её, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет; а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоём, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его; и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
Толкование
Обетования наконец-то сбываются. Перед лицом приходящей на свет жизни возразить нечего. Рождение Крестителя принесло с собой уверенность в Божьем милосердии. Соседи и родственники Елизаветы радовались вместе с ней, ибо Господь проявил к ней великую милость. Божья милость – это новая возможность жизни. Проявляя милосердие к Елизавете, Всевышний дарует ей смысл жизни и непосредственное участие в Своем замысле спасения всего человечества.