ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 2 Цар (2 Sam) 7,1-5.8b-12.14a.16
Когда царь Давид жил в доме своём, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. И сказал Нафан царю: всё, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою. Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: Пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания? Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождём народа Моего, Израиля. И был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим, и сделал имя твоё великим, как имя великих на земле. И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своём, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдёт из чресл твоих, и упрочу царство его. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. И будет непоколебим дом твой и царство твоё на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки.
Толкование
Царь Давид думает, что у него есть время, чтобы отдать его Богу. На горизонте нет угроз со стороны врагов, поэтому он планирует посвятить себя строительству. Из множества возможных построек царь Давид выбирает жилище для Господа. Сама по себе идея неплоха, но ее слабость в том, что царь делает что-то «незаменимое» для Господа. Давид проецирует на Бога то, что является желаниями и мечтами человека. Он уповает на совет, благосклонность и благословение пророка Нафана. Действительно, поначалу кажется, что Нафан разделяет план Давида, но во сне пророк получает иное откровение. Через Нафана Господь напоминает Давиду обо всем, что Он сделал для него в безвременье: не для того, чтобы царь почувствовал себя ничтожным человеком, который должен лишь благодарить Бога за дар жизни, но чтобы заверить Давида в верности Его обещаний. Дом становится здесь родословной, потомками. Отец даст это потомство.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 1,67-79
В то время: Захария, отец Иоанна, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасёт нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего; ибо предыдешь пред лицом Господа — приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
Толкование
Захария возвещает о великой любви, которую проявил к нему Господь. Рождение долгожданного сына наполняет Захарию уверенностью, что Бог действительно посетил и искупил Свой народ. Мы можем мысленно и сердцем возвратиться к Книге Исхода, где говорится, что Бог видит страдания Своего народа, что крик боли из-за угнетения и рабства достиг слуха Всевышнего и Он не остался безучастным. На Рождество Господне Бог делает то же самое, что уже сделал с Израилем в Египте. Египет – это сердце человека, позволяющего греху и злу одолеть себя. В первом Исходе Моисей был призван как лидер, во втором Исходе появляется Иоанн Креститель, который должен призвать народ не упустить благодати этих особых дней.