12:27 Литургические чтения: 25 ЯНВАРЯ. Обращение св. Павла, апостола | ||||
Обращение святого апостола Павла «Подлинная вера может быть только миссионерской. Она не может пребывать лишь в одной душе, принадлежа одному лишь верующему, – в этом случае она становится гностической ересью. Вера в человеке живёт благодаря свидетельству его жизни: настоящие христиане не боятся выражать веру, делясь ею с другими людьми» (Папа Франциск, Месса в часовне Дома Святой Марфы 25.04.2020).
Сегодняшний праздник дает возможность ближе познакомиться с личностью св. Павла, святого настолько важного, что мы празднуем его обращение. Савл (таково его первоначальное имя) родился около 8 года; он был вторым сыном в богатой семье, которая происходила из Галилеи, а затем переехала в Тарс, на территории современной Турции. Он вырос в тени своего отца, ткача палаток, и посещал еврейскую школу, принадлежа к самому строгому крылу фарисеев. Со временем Савл усовершенствовал свою эллинскую культуру: в его семье говорили на греческом языке, который тогда был как сегодняшний английский. Когда мальчику было 12-13 лет, отец отправил его в Иерусалим, где он смог углубить религиозные знания в школе известного законоучителя Гамалиила (см. Деян 22,3). В 34 году Савл присутствовал при мученической смерти св. Стефана, как описано в Деяниях апостолов (8,13). Будучи ярым врагом Христа, Савл преследовал христиан, и событие, радикально изменившее его жизнь, произошло как раз в тот момент, когда он направлялся в Дамаск, чтобы бросить в тюрьму последователей Иисуса из этого города (Деян 9,2). Лука рассказывает, что, когда Савл «шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян 9,3-5). Иисусу удалось покорить будущего апостола Своей благодатью; с того момента он понял, что ему не нужно полагаться на собственные силы, чтобы неукоснительно соблюдать Закон, но просто сказать «да» бескорыстной Божьей любви. Совершенно «незаслуженно» он был горячо любим Богом. Распятый Иисус, чьим врагом был Савл, теперь придал его жизни совершенно новый смысл; пережив Божье прощение и любовь, он стал апостолом par excellence, хотя и не принадлежал к Двенадцати. Как и они, он встретил Воскресшего, Господь явился ему, и, как и они, он был послан непосредственно Христом. В его смене имени виден след того, что в нем произошло. Павел означает «малый»: именно так он себя чувствовал; в то же время он принимал во внимание свои страдания и бесконечное восхищался Божьей благодатью, которая освещает каждого, кто открывается Его любви, кто не бежит от этого великого света. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 22,3-16 В те дни: Павел сказал народу: Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне. Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин, как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шёл, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание. Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Я отвечал: «кто Ты, Господи?» Он сказал мне: «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь». Бывшие же со мною свет видели и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: «Господи! что мне делать?» Господь же сказал мне: «встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать». А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск. Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришёл ко мне и, подойдя, сказал мне: «брат Савл! прозри». И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: «Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса». Толкование В рассказе о своем обращении Павел с обилием подробностей повествует о поразительной встрече с Воскресшим. Будущий апостол ослеплен великим светом, он ничего не видит, а только слышит слова: «Савл, что ты гонишь Меня?». Чтобы увидеть Господа, необходимо не видеть всего остального; во внешней тьме – символе внутреннего состояния Павла, окутанного тьмой лжи, – он должен научиться встречаться с самым важным в жизни. Свет Христа временно ослепляет его, чтобы он научился видеть новыми глазами лик Христа, изнутри. Анания (один из учеников, которого Савл должен был арестовать), приходит к нему; он, враг, показывает гонителю, какой образ жизни ведут обращенные Христом: он называет его «братом». И к Павлу возвращается зрение. Но теперь он все видит в новом свете: тот, кого он считал врагом, оказался братом, Иисус – истинным Богом, а милосердие – новой жизнью. Таким будет путь Павла: слушать Христа и говорить о Нем всему миру. ЕВАНГЕЛИЕ Мк 16,15-18 В то время: Явившись одиннадцати, Иисус сказал: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. Толкование Иисус посылает Своих апостолов в мир, чтобы «научить все народы». Крещение и вера – это источники спасения, а отсутствие веры приведет к осуждению. Поэтому принятие или непринятие Евангелия – это вопрос жизни или смерти, но не земной, а вечной. Быть осужденным означает отвергнуть истину, жить, отказываясь от логики любви, самопожертвования, дара себя ближним и Богу. Иисус пришел спасти людей, а не осудить их, но это предложение жизни должно быть радушно принято. Бог есть любовь, и св. Павел идет в мир, чтобы возвестить всем людям: любовь вошла в мир через жертву и воскресение Христа. Мы тоже посланы свидетельствовать об этом в наших семьях, на рабочих местах, в буднях нашей жизни. Если у нас есть такая вера, то и мы будем способны на великие дела во имя Господа. Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 44245 | |
|