12:27
Литургические чтения: 25 НОЯБРЯ. Суббота XXXIII рядовой недели

«Наше паломничество – это путь от смерти к жизни. Поэтому смерть позади, за нами, а не перед нами. Перед нами – Бог живых, окончательное поражение греха и смерти, начало нового времени радости и света без конца. Но уже на этой земле, в молитве, в Таинствах, в братстве мы встречаемся с Иисусом и Его любовью и таким образом можем предвкушать нечто из воскресшей жизни» (Папа Франциск, Angelus 10.11.2013).
 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Макк 6,1-13

В те дни: Царь Антиох, проходя верхние области, услышал, что есть в Персии город Елимаис, славящийся богатством, серебром и золотом, и в нём храм, весьма богатый, и есть там золотые покровы, брони и оружия, которые оставил там Александр, сын Филиппа, царь Македонский, – первый, воцарившийся над Еллинами. И он пришёл и старался взять этот город и ограбить его, но не мог, потому что намерение его стало известно жителям города. Они поднялись против него войною, и он обратился в бегство, и ушёл оттуда с великою скорбью, чтобы отправиться в Вавилон. Тогда пришёл некто к нему в Персию с известием, что ополчения, ходившие в землю Иуды, обращены в бегство, что Лисий ходил с сильным войском впереди всех, но был поражён Иудеями, и они усилились и оружием, и войском, и многими добычами, которые взяли от поражённых ими войск, и что они разрушили мерзость, которую он воздвиг над жертвенником в Иерусалиме, а святилище по-прежнему обнесли высокими стенами, также и Вефсуру, город его. Когда царь услышал слова сии, сильно испугался и встревожился, упал на постель и впал в изнеможение от печали, что не сбылось так, как он желал. И много дней пробыл он там; ибо возобновлялась в нём сильная печаль; он думал, что умирает. И созвал он всех друзей своих и сказал им: удалился сон от глаз моих, и я изнемог сердцем от печали. И сказал я в сердце моём: до какой скорби дошёл я и до какого великого смущения, в котором нахожусь теперь! А был я полезен и любим во владычестве моём. Теперь же я вспоминаю о тех злодеяниях, которые я совершил в Иерусалиме, и как взял все находившиеся в нём золотые и серебряные сосуды и посылал истреблять обитающих в Иудее напрасно. Теперь я познаю, что за это постигли меня эти беды, и вот, я погибаю от великой печали в чужой земле.

Толкование

Царь Антиох, названный «корнем греха» (I Мак 1,10), правит Иудеей и вводит в Израиле языческие обычаи. Это вызывает реакцию Иуды Маккавея, которому с Божьей помощью удается разбить вражескую армию под командованием генерала Лисия. Известие о поражении огорчает царя: он не может объяснить, как горстка легковооруженных повстанцев смогла одолеть огромное войско его полководца. Он догадывается, что на стороне маккавеев должна быть какая-то высшая сила; иного объяснения быть не может... В какой-то мере капитуляция Антиоха отчасти реабилитирует его: признавая невозможность победить этих немногих евреев, он косвенно подтверждает, что их «божественность» выше его армии, что сила Бога Израиля превосходит его собственную. Он даже признается: «Я помню зло, которое я совершил». Этот эпизод напоминает случай с римским сотником, который просит Иисуса исцелить его больного слугу: даже римлянин (язычник) признает в Иисусе высшую силу и смиренно склоняется перед ней.

ЕВАНГЕЛИЕ Лк 20,27-40

В то время: Пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Иисуса: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрёт брат, имевший жену, и умрёт бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев. Первый, взяв жену, умер бездетным. Взял ту жену второй, и тот умер бездетным. Взял её третий, также и все семеро; и умерли, не оставив детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресение, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели её женою. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мёртвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых. Ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чём.

Толкование

Саддукеи пытаются заманить Иисуса в ловушку своим парадоксальным вопросом. Они считали, что человек не воскресает после смерти, и не верили в вечную жизнь. Поэтому хотят заставить Иисуса заявить, что женщина воскреснет, но тогда она окажется в неловком положении супруги нескольких мужчин. Ответ Господа отсылает к Книге Исхода, где Бог назван Богом Авраама, Исаака, Иакова, то есть всех. Поэтому, раз Бог вечно жив, то и все, кто принадлежит Ему, никогда не умрут. В другом отрывке Он определяет Себя как жизнь: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин 14,6). Таким образом, все сходится: воскресший Иисус – Живой, и тот, кто умирает в Нем, остается в Нем навечно. Между земной жизнью и жизнью небесной существует преемственность, а не разрыв: биологическая смерть лишь открывает то, чем мы уже являемся и живем, – либо во Христе, либо навсегда отделены от Него. Давайте утешимся и будем смотреть на жизнь небесную как на истинную жизнь, славную, прекрасную, дышащую любовью к Богу и ближнему. Но, в конце концов, чьей женой будет эта женщина после воскресения?  Ничьей, ибо «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят», а живут в совершенной любви к Богу и людям, принадлежа одному лишь Господу.


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 56778 |Добавил: AdminCityEden | Теги: 25, рядовой, Суббота, Ноября, Литургические, недели., XXXIII, чтения