ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Еф 5,21-33
Братья: Повинуйтесь друг другу в страхе Божием. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив омовением водным, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Толкование
Если бы этот отрывок читали все помолвленные пары! Однако из-за неправильного толкования его часто избегают. Возможно, не понимая, что святой Павел по-христиански революционен, когда пишет «повинуйтесь друг другу», в мире, где только жена должна была подчиняться мужу. И потом, в учении Павла для мужчин все гораздо хуже, чем для женщин, – ведь последние укрепляются в подчинении своим мужьям, но мужчинам недвусмысленно сказано - «Любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и отдал Себя за нее». Это значит, что ради жен они должны быть готовы пройти через страсти и крест, а затем и через воскресение. Это значит смотреть друг на друга, относиться друг к другу, говорить друг с другом совсем не так, как мы привыкли. В конце этого отрывка мы находим источник и смысл христианской и супружеской любви: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви».
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 13,18-21
В то время: Иисус сказал: Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своём; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
Толкование
Господь Иисус говорит с нами через притчи, которые делают самые важные христианские истины доступными для всех. Чтобы объяснить Царство Божье, Иисус говорит о горчичном зерне (размером с булавочную головку), которое становится величественным деревом, и о щепотке дрожжей, которые, смешанные с мукой, вызывают брожение всего теста. Используя два повседневных примера, Господь подчёркивает, что мы должны идти и искать Царство Божье не «вне нашей жизни», а внутри её. Более того, эти два действия – посеять семя и спрятать закваску – не могут произойти без участия человека. Бог творит великие дела через маленькие поступки, обыденные жесты, которые наполняют наши сердца, придают смысл дням в знакомых реалиях. Даже если мы малы как горчичное зерно и щепотка дрожжей, но имеем веру, Он может вершить великие дела в нас и с нами. Попросим у Господа умения распознавать малые и скромные знаки, говорящие о присутствии Царства Божьего, чтобы испытать их благодатное воздействие.