ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ам 6,1a.4-7
Так говорит Господь Вседержитель: Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую. Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших; едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища; поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид; пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных.
Толкование
В этом чтении описываются ситуации, вечные как мир: они происходили как в далеком прошлом, так и сегодня. Пророк резко критикует коррумпированность правящего класса Израиля, который пользуется положением в обществе и не заботится об общем благе. Амос действует не из корыстных побуждений, а становится Божьим голосом от имени самых бедных людей, которые – даже испытывая лишения и несправедливость – продолжают уповать на Господа. Для Амоса важно сохранить веру, вернуться к исполнению требований завета и соблюдению справедливости. Тем временем главы Израиля наслаждаются жизнью, их не волнуют страдания и тем более несчастья бедных, отверженных и угнетенных. Столкнувшись с таким проявлением замкнутости и эгоизма, пророк объявляет, что в качестве наказания Израиль будет завоеван врагами, а они «пойдут в плен во главе пленных». Когда это событие произойдет, именно «возлежавшие на ложах из слоновой кости» пострадают первыми. Пророк призывает власть имущих одуматься и полностью взять на себя ответственность за вверенный им народ.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Тим 6,11-16
Ты, человек Божий, преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Пред Богом, всё животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в своё время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
Толкование
Божьим человеком не рождаются, а становятся им, выбирая Христа во всем, что мы делаем в жизни. Поэтому христианская жизнь – это битва, борьба, которая прежде всего происходит в собственном сердце. Об этом в XVII веке писал о. Лоренцо Скуполи: в книге под названием «Духовная битва» он дает указания, как вести борьбу за свою веру. Святой Франциск Сальский, лично знавший отца Скуполи (который стал для него духовным наставником), читал этот текст каждый день, а также рекомендовал его своим духовным детям. Благодаря ежедневной внутренней борьбе он сумел совладать со своим импульсивным и раздражительным характером, причём до такой степени, что стал известен как святой кротости, мягкости и приветливости. Поэтому христианская жизнь, полученная в Таинстве Крещения, – это дар Божий, но она также является завоеванием и обязательством, которое требует от нас борьбы за то, чтобы принять и сделать плодотворным Слово Божье, посеянное в наших сердцах. Не только Тимофей должен совершать «добрый подвиг веры», но и каждый из нас.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 16,19-31
В то время: Иисус сказал фарисеям: Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме; но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят».
Толкование
В этом отрывке из Евангелия представлены две ситуации. Первая происходит в течение земной жизни и показывает некоего богача, живущего в роскоши и обильно пирующего, и сидящего у его дверей нищего Лазаря, имя которого означает «Бог приходит на помощь». Вторая сцена происходит в загробном мире: после смерти Лазарь пребывает в блаженстве, а богач – в мучениях. Богач осужден не за свое богатство, а за то, как он жил и как распоряжался своим достоянием. Богатство само по себе не является злом; если им делиться, оно становится прекрасной возможностью для добра и благополучия для всех. Зло заключается в равнодушии, скупости, эгоизме, в том, что человек живет для себя, ставя других в услужение себе, попирая их человеческое достоинство. Давайте направим наш жизненный выбор в сторону милосердия, чтобы научиться смотреть на бедных с уважением и заботиться о них с бескорыстной любовью.