Святой Стефан – первый мученик христианства: именно поэтому его называют «первомучеником»: «Он – первый мученик, то есть первый свидетель, первый из сонма братьев и сестер, которые по сей день продолжают нести свет во тьму: люди, которые отвечают на зло добром, не поддаются насилию и лжи, но разрывают спираль ненависти кротостью любви. Эти свидетели зажигают зарю Божью в ночи мира» (Папа Франциск). После воскресения Иисуса Христа число новообращенных благодаря проповеди апостолов неуклонно росло, и Церковь решила избрать семь диаконов. Одним из них был Стефан, который творил великие чудеса среди народа и поэтому стал мишенью тех, кто не терпел христиан. Собеседники не могли противостоять его красноречию и сумели заставить его замолчать только силой: подстрекали свидетелей, затем схватили и привели Стефана в Синедрион, чтобы обвинить его в богохульстве против Моисея и Бога. Ненависть против него росла и становилась неудержимой, но Стефан созерцал славу Воскресшего и провозглашал Его божественность. Затем его вытащили из города и побили камнями. Упав на колени, святой молился: «Господи Иисусе, прими дух мой. Господи, не вмени им греха сего» (ср. Деяния 7,59-60).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 6,8-10;7,54-60
В те дни: Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. И сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога, но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него. И, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Толкование
Вчера мы созерцали красоту и мир, которые несет Рождество, путешествие пастухов в Вифлеем, песни ангелов на небесах. Сегодня литургия предлагает нам драматическое событие: казнь Стефана, первого христианского мученика. Когда кто-то решает подчинить всю свою жизнь Христовой любви, его обязательно ждут гонения – от простого непонимания до иронии, от одиночества до преследований, до настоящего мученичества. Мы знаем, что с той далекой Страстной пятницы плодом каждого креста всегда является спасение. Никакая боль, никакое мученичество не остаются бесплодными. Павел, тогда еще Савл, не упоминается в этом отрывке из Книги Деяний апостольских, но мы знаем, что он присутствовал при казни. Стоит подумать над тем, что если даже такой человек, как Савл, стал святым, то и мы сможем. «Кровь мучеников – это семя новых христиан» (Тертуллиан). В глазах мира мученики – побежденные, в глазах Бога – святые.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 10,17-22
В то время: Иисус сказал Апостолам Своим: Остерегайтесь людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся.
Толкование
Иисус не скрывал от Своих апостолов, что они будут сильно рисковать, провозглашая миру Его Евангелие и воскресение. Любовь, которую призваны провозглашать ученики Господа, всегда вызывает смешанные чувства у слушателей: радость и мир у тех, чье сердце открыто Богу и своим братьям и сестрам; обиду и гнев в сердцах тех, кто ставит себя в центр мира и не видит ничего, кроме своих мелких интересов и сиюминутной выгоды. Для последних провозглашение Царства кажется препятствием на пути к счастью. Однако гонения, боль и смерть не имеют последнего слова в жизни свидетелей и проповедников Евангелия. Иисус обещает им присутствие и помощь Святого Духа, Который подскажет, что нужно сказать, то есть какие слова использовать, чтобы не сделать мученичество напрасным. Слова, способные вызвать раскаяние и обращение, могут исходить лишь от Святого Духа, они не являются плодом мудрости человека. Тем, чей кругозор ограничен, судьба мученика может показаться несостоятельной. Тот, кто смотрит глазами Отца, видит в мученичестве спасение.