ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Еф 6,1-9
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Толкование
У святого Павла есть слово буквально для каждого. Из этого отрывка можно почерпнуть некоторые евангельские устои, важные для мира, Церкви, семей и общин сегодня. На первом месте непременно стоит Господь Иисус: именно Он является нитью, проходящей через все четыре приведенных увещевания. Именно Он, все его существование, Его Евангелие, является христианским критерием для распознавания, правильно мы поступаем или нет. Более того, апостол показывает, как любую ситуацию – положительную или отрицательную, благоприятную или неблагоприятную – можно и нужно воспринимать и истолковывать в свете Евангелия. Мы живем в тяжёлые времена, изнурительные для всех. Тем не менее все эти проблемы - пандемии, войны, экономические, социальные, семейные трудности - должны стать возможностью для воплощения подлинного христианства в современном мире.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 13,22-30
В то время: Иисус проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
Толкование
Иисус приближается к Иерусалиму, к завершению Своего земного существования. Многие приходят к Нему, но Слово, данное нам сегодня, трудно принять и исполнить. Мы пытаемся преуспеть в любой деятельности, но у Святого Духа совсем другая логика. Дверь узка, ибо мы никак не можем спастись своими силами. Бог желает спасти каждого человека, но Он также хочет, чтобы мы вели себя по отношению к Нему как Его дети, а не как рабы. Если бы Создатель приковал нас железными цепями к раю, мы были бы всего лишь несчастными марионетками, управляемыми хозяином, о воле или благости которого мы не знаем. Напротив, Господь желает, чтобы мы были счастливы сегодня и всегда: не в принуждении, а в свободе, ибо спасение – это подлинный дар. Поэтому мы должны открыть сердца, чтобы принять Его. Итак, в свете этого Евангелия давайте зададимся вопросом: не являемся ли мы просто христианами, которые молятся, участвуют в Евхаристии, но при этом ведут жизнь, которая не соответствует учению Иисуса? Стараемся ли мы каждый день быть настоящими учениками Господа? Стараемся ли быть последовательными в том, что думаем, говорим и как поступаем каждый день?