12:30 Литургические чтения: 28 ДЕКАБРЯ. Свв. Невинные младенцы вифлеемские | ||||
Святые Невинные младенцы вифлеемские, мученики «Когда ко мне приходят и задают сложные вопросы, например, о том, почему страдают дети, я не знаю, что ответить. <…> Только взирая на любовь Бога, отдавшего Сына, отдавшего за нас Свою жизнь, можно найти какое-то утешение. Вот почему мы говорим, что Сын Божий вошел в боль человечества; Он разделил и принял смерть; Его Слово – это, безусловно, слово утешения, ибо оно рождается из плача» (Папа Франциск, Общая аудиенция 04.01.2017).
Евангелист Матфей рассказывает, что Ирод Великий «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф 2,16). Церковь с первых веков почитает этих маленьких невинных мучеников и вспоминает их после Рождества, потому что они были вырваны из жизни вскоре после пришествия Христа в мир. По указанию Папы Римского Пия V эта литургическая память была возведена в ранг праздника. Смерть святых младенцев ставит нас перед парадоксом: они умерли вместо Христа, Который пришел умереть за них! Христос, Князь мира, пришел, чтобы примирить мир с Богом, принести грешникам прощение и сделать людей причастными к Своей Божественной жизни. Святые Невинные, потерявшие юные жизни за Христа и Его Евангелие, одними из первых вошли в радость вечной жизни. Поэтому поэт IV века Пруденций называет их «цветами мучеников». Святые невинные младенцы – это маленький авангард армии мучеников, которые кровью свидетельствовали и продолжают свидетельствовать о своей принадлежности Христу. Папа Франциск и сегодня призывает прислушаться к стенаниям и плачу стольких матерей, стольких семей, оплакивающих смерть своих детей, невинных младенцев: «Плач, который и сегодня мы продолжаем слушать, который трогает наши души; мы не можем и не хотим игнорировать его или замалчивать». ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 1,5-2,2 Возлюбленные: Вот благовестие, которое мы слышали от Иисуса Христа и возвещаем вам: Бог есть свет и в Нём нет никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине. Если же мы ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. Толкование В этом отрывке из послания Иоанна слово «грех» повторяется снова и снова. Апостол настойчив, ибо знает, насколько важным в жизни верующего является постоянное столкновение греха и благодати. Необходимо всегда четко осознавать, что грех существует и уводит верующих от света, погружая во тьму. Пока мы это замечаем, не все потеряно. Беда возникает, когда мы утрачиваем понятие греха, считая, что, в конце концов, мы живем в общем праведно и что нам никогда не придется просить у Бога прощения за свои недостатки. Против такого поведения и предостерегает апостол: именно осознавая собственную ничтожность и грех, мы смиряемся и просим прощения, притягивая свет Господа Иисуса Христа, пришедшего исцелять больных, а не здоровых. Тот, кто может видеть свои грехи, говорит преподобный Ефрем Сирин, больше, чем тот, кто общается с ангелами. Исповедание своих грехов, как об этом говорится в сегодняшнем чтении, составляет основу подлинно христианской духовности. ЕВАНГЕЛИЕ Мф 2,13-18 Когда волхвы отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, и возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошёл в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет». Толкование Бог пришел в мир, чтобы спасти людей, и сначала нужно спасти Его Самого. Святой Иосиф, защищая Младенца от убийственной ярости Ирода, увозит Его в Египет, где их не сможет достать тиран. Присутствие Христа всегда вызывает ненависть Сатаны, против которого нам постоянно приходится бороться. «Будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк 21,17), – скажет в Своей проповеди Иисус. В сегодняшнем эпизоде ненависть входит в жизнь Христа самым страшным образом, доходя до неспровоцированного убийства. Но так бывает всегда: ненависть не имеет оснований для существования, ибо люди созданы ради любви, чтобы любить друг друга, а не для того, чтобы ненавидеть. Бог есть любовь, но любовь таинственным образом притягивает зло дьявола, который озлобляется против добрых людей, против тех, кто любит и хочет жить только в мире. Вот почему невинные младенцы, убитые в сатанинской ярости, являются знаком присутствия Бога. Насильственная смерть не лишила их Божьей любви, напротив, она утвердила их в ней навсегда. Дьявол убийственен изначально, и добрый христианин держится от него на расстоянии, зная, кроме того, что свидетельство о единстве с Христом само по себе ведет к мученичеству. Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 65624 | |
|