12:13 Литургические чтения: 28 ИЮНЯ. Св. Ириней, епископ и мученик | ||||
«Всякое дерево познаётся по плоду своему: применительно к человеку плод – это его действия, а также слова. У доброго человека из уст и сердца исходит добро, а злой исторгает из себя скверну, практикуясь в злословии, самом разрушительном для нас занятии. Плохое слово, сплетни разрушительны, с них начинаются войны» (Папа Франциск, Angelus 03.03.2019).
Имя «Ириней» (греч. Εἰρηναῖος) означает «мирный», «миротворец». Святой Ириней действительно был человеком мира, человеком веры и ревностным пастырем. Увлеченный евангельской истиной, полученной от апостолов, он всю жизнь боролся за ее защиту от ересей. Ириней родился около 140 года в Смирне (на территории современной Турции) и еще в юности стал учеником епископа Поликарпа, который лично встречался с апостолом Иоанном. Должно быть, Ириней принадлежал к богатой семье, потому что получил солидное образование. Прибыв в Лион, он нашел там живую христианскую Церковь и был рукоположен в священники во время жестоких гонений, развязанных императором Марком Аврелием. Святой был в Риме, когда сорок восемь христиан были замучены в его Церкви; среди них был девяностолетний епископ Потин, которого Ириней сменил в 178 году: его проповедь и пример вызвали множество обращений. Св. Ириней умер мученической смертью при Септимии Севере. 21 января 2022 года Папа Франциск провозгласил его Учителем Церкви, поскольку «он был духовным и богословским мостом между восточными и западными христианами. Его имя, Ириней, выражает исходящий от Господа мир, который примиряет, направляя заново к единству». ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Быт 15,1-12.17-18 В те дни: Было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моём этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником; но тот, кто произойдёт из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон, и сказал ему: посмотри на небо, и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне знать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трёхлетнюю телицу, трёхлетнюю козу, трёхлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассёк их пополам, и положил одну часть против другой; только птиц не рассёк. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама; и вот, напал на него ужас и мрак великий. Когда зашло солнце, и наступила тьма: вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассечёнными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата. Толкование Завет между Богом и человеком – это истинная библейская история, которая проходит через все книги от первой до последней. Бог и человек заключают завет ради общей цели, которая заключается в любви, в общении, в полноте бытия. Всевышний предлагает завет человеку, а человек может принять или отвергнуть его. Сотворение Адама и Евы – это уже завет, затем заключается завет после всемирного потопа, завет с Авраамом (в отрывке, который мы читаем сегодня), завет со скрижалями Закона на горе Синай с Моисеем и, наконец, «новый завет» Иисуса Христа в Его крови. Но, как уже было сказано, для этого нужны двое. Поэтому каждый день Господь предлагает нам Свой завет и спрашивает: «Ты со Мной? Принимаешь ли завет?». С Божественным союзником мы можем выиграть любую битву; на нашей стороне – Сам Бог, создатель и искупитель, никто и ничто не может противостоять Ему. Как мы можем выбирать других союзников и доверять им? Другие – это дьявол, плоть и мир, которые постоянно хотят захватить наше внимание. Выбор всегда за нами. ЕВАНГЕЛИЕ Мф 7,15-20 В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Толкование При слове «пророк» воображение сразу рисует человека, вещающего от имени Бога, вдохновенного праведника, который говорит о настоящем и будущем как об истинах свыше. Сам Иисус называет Иоанна Крестителя пророком и даже «больше, чем пророком» (Мф 11,9). Но не все пророки подлинные: некоторые из них лживы, потому что они говорят от имени Бога, оскверняя Его: на самом деле хотят, чтобы им поклонялись вместо Него, они лишь кажутся благими, чистосердечными или даже святыми, одетыми как белые агнцы. Критерием распознавания лживости является качество плода, сорванного с дерева, который будет хорошим, если дерево хорошее. Прежде чем рассматривать одеяние пророка, будем обращать внимание на плод, то есть на предлагаемое им учение: соответствует ли оно Евангелию, деяниям святых, тому, что можно соотнести с учительством Церкви всех времен. Если нет, то такой проповедник и его учение должны быть отвергнуты: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь». Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 48627 | |
|