12:29 Литургические чтения: 28 ЯНВАРЯ. Св. Фома Аквинский, священник | ||||
«Петр начинает тонуть именно в то мгновение, в которое он отрывает взор от Иисуса и дает сбить себя с ног окружающим его невзгодам. Но Господь всегда рядом, и услышав зов Петра, спасает его. В характере Петра, с его порывами и слабостями, описана наша вера: всегда хрупкая и слабая, беспокойная и все же победоносная, вера христианина идет навстречу воскресшему Господу, среди бурь и опасностей мира» (Папа Франциск, Angelus 10.08.2014).
Святой Фома родился между 1224 и 1225 годами в замке Роккасекка близ Аквино (Фрозиноне). Его отец Ландольф был представителем германской знати; овдовев с тремя детьми, он женился на Теодоре вторым браком, в котором родилось девять детей. Фома был самым младшим и, согласно обычаям того времени, был предназначен для церковной жизни. Юноша получил образование в аббатстве Монтекассино, а затем в Неаполе, в престижном университете, основанном Фридрихом II, где он прошел курс свободных искусств и познакомился с некоторыми трудами Аристотеля. Примерно в 20 лет он решил вступить в доминиканский орден. Настоятели отправили его сначала в Париж, а затем в Кельн, где он изучал теологию под руководством св. Альберта Великого, который был философом и теологом, а также человеком энциклопедической культуры. Когда Фому попросили написать работу о Евхаристии, он молился, работал и, словно в ожидании приговора, положил написанное у подножия распятия. Ответ Иисуса не заставил себя ждать: «Фома, ты хорошо сказал о Таинстве Моего тела». Святой сочинил ряд гимнов, в которых показал себя великим певцом Евхаристии: среди них знаменитый Punge lingua, две последние строфы которого, начинающиеся словами Tantum ergo Sacramentum, по сей день поются всякий раз, когда Церковь поклоняется Пресвятому Таинству. Насколько велик был ум и учение Фомы, настолько же велико было его смирение: мудрец, гений, смиренный человек, влюбленный в Иисуса, мистик. Как и все святые, он был очень предан Богоматери. 6 декабря 1273 года Фома был поражен чем-то глубоко внутри себя во время совершения Св. Мессы, и его жизнь изменилась: он решил больше ничего не писать и объяснил произошедшее так: «Я не могу, потому что все, что я написал, для меня как солома по сравнению с тем, что открылось мне сейчас. Единственное, чего я сейчас желаю, - это чтобы Бог, положив конец моей писательской деятельности, вскоре положил конец и моей жизни». Его ранние биографы рассказывали, что изменившему его внутреннему откровению предшествовала мистическая беседа с Иисусом: «Фома, ты хорошо написал обо Мне. Какой награды ты хочешь?» – спросил его Иисус, и святой монах ответил: «Ничего, кроме Тебя, Господи». Он умер через несколько месяцев, 7 марта 1274 года, по пути на Лионский собор. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Евр 11,1-2,8-19 Братья: вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Толкование Вера в Бога – это все. Господь знает, что она дается с трудом, ибо то, во что мы верим, невидимо. Не случайно Иисус говорит апостолу Фоме: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (см. Ин 20,29). Мы и есть эти блаженные! Жизнь ставит нас перед трудностями, сложными обстоятельствами, но мы должны сосредоточить внимание не на них, даже если они кажутся непреодолимыми, а на Боге, который в Своем промысле допускает эти испытания. Тогда мы будем по-настоящему блаженными. Пример наших предков утешает: Авраам не видел заранее места, куда Бог посылал его: он отправился в путь и в конце концов добрался туда. Он не видел обещанных ему многочисленных потомков, но поверил и получил их. То же самое можно сказать и о Саре, которой была обещана беременность в преклонном возрасте... Постепенно все персонажи Народа Божьего были испытаны в вере. Ведь чтобы получить любое благо, нужно бороться, а самая упорная борьба – это борьба за веру. Бог просит лишь об одном, также и сегодня: доверять Ему. ЕВАНГЕЛИЕ Мк 4,35-41 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? Толкование Нам кажется удивительным, что Иисус спит в маленькой лодке, подбрасываемой волнами высотой в несколько метров и неистовым ветром, но, в сущности, этот образ точно передает состояние Церкви и нашей христианской жизни. Господь Иисус присутствует среди нас, и это мы хорошо знаем; Он присутствует в Святых Таинствах, в молитве, в людях, живущих в благодати, словом, в самой жизни Церкви. Но порой кажется, что Его нет рядом. Мы проходим через испытания, болезни, пандемию, войны, различные бури, а Господь, кажется, отсутствует. Когда ученики будят Христа, Он удивляется их неверию и простым словом успокаивает море. Поэтому, чтобы справиться с невзгодами, достаточно Его присутствия. Так и здесь: мы должны верить, что если Господь присутствует, то лодка никогда не утонет. Наши страдания ничего не дают, и поэтому мы должны призвать Господа, дабы Он наполнил нас Своим миром и спокойствием. Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 42861 | |
|