15:31 Литургические чтения: 28 МАРТА. Месса освящения мира и благословения елея | ||||
«Мы, священники, хотим иметь сердце бедной вдовы, когда подаём милостыню, прикасаясь к руке нищего и глядя ему в глаза. Мы, священники, каждое утро встаём, молясь как Вартимей: ‘Господи, дай мне прозреть!’ Мы, священники, в какой-то момент нашего греха являемся тем раненым, избитым до полусмерти злодеями. Мы хотим оказаться первыми в милосердных руках Доброго самарянина, чтобы потом самим проявлять сострадание к другим» (Папа Франциск, Проповедь 18.04.2019).
Ближайшие три дня обычно называются Пасхальным триденствием, так как они позволяют пережить главное событие нашего Искупления, вводя в самую суть христианства: в Страсти, Смерть и Воскресение Иисуса Христа. Эти дни составляют сердце и вершину всего литургического года и всей жизни Церкви. Пасхальное триденствие начинается с Вечерни Великого четверга и завершается Навечерием Пасхи. Оно представляет собой единое богослужение пасхальной тайны Христа, разделенное на три дня – Великую пятницу, Великую субботу и торжество Светлого Христова Воскресения; Вечерню Великого четверга можно считать Первой вечерней этого торжества. Литургические богослужения построены как одна единая великая литургия: Месса воспоминания Тайной вечери завершается не заключительным возгласом «Идите в мире», а молчанием; литургическое действо Великой пятницы не начинается с обычного приветствия и крестного знамения и завершается в молчании; и лишь торжественное Навечерие, начавшись в молчании, завершается благословением. Поэтому Пасхальное триденствие – это самое важное единое торжество всего литургического года. Цветами литургических облачений являются белый для Страстного четверга и Пасхального навечерия и красный для Страстной пятницы. Впечатляющие обряды Великого четверга и Великой пятницы, молитвенное молчание Страстной субботы и торжественное Пасхальное навечерие помогают глубже осознать смысл и ценность нашего христианского призвания, проистекающего из пасхальной тайны, и практически воплотить его в верном следовании во всех обстоятельствах за Христом, подарившим жизнь людям ценою Своих cтрастей и cмерти. Да сопровождает нас на этом пути Пресвятая Дева Мария, следовавшая в молчании за Сыном своим Иисусом до Голгофы, с глубокой скорбью разделяя Его жертву, участвуя в тайне Искупления; она – Матерь всех верующих (Ин 19,25-27). Вместе с ней войдем в Горницу, останемся у Креста, будем бодрствовать у тела Христа, ожидая с надеждой зари светлого дня Воскресения. В эти особые дни решительно устремим свою жизнь к сознательному и убежденному исполнению замыслов Небесного Отца; скажем еще раз «да» Божьей воле, как это сделал Иисус Своей жертвой на Кресте Голгофы. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 61,1-3a.6a.8b-9 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача елей радости, вместо унылого духа славная одежда. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас. И воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их – среди племён; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. Толкование Ветхозаветный пророк утверждает, что получил дух Господень, чтобы совершить великие дела: провозгласить освобождение от рабства, открыть новое время и «проповедовать лето Господне благоприятное». В этом грандиозном видении весь народ наделяется универсальной миссией по отношению к другим народам. Поэтому весь Израиль ожидал этого великого освободителя. В начале Своей публичной жизни Иисус прочитал этот отрывок в синагоге в Назарете и объявил землякам, что речь здесь идет именно о Нем и что день избавления наконец-то настал. Все были поражены, ведь для слушателей Иисус был просто сыном плотника, и им трудно было понять, как Он может освободить народ от рабства Рима и провозгласить весь народ Израиля святым и священным. Поэтому давайте и мы научимся читать Писание с помощью Святого Духа. Иисус действительно является возвещенным пророком, но освобождение происходит изнутри, из рабства Cатаны и цепей греха. ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Откр 1,4b-8 Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Да, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. Толкование Текст из Книги Откровения тесным образом связан с отрывком из пророка Исаии, который мы читали в первом чтении, и представляет собой совершенное его толкование. Древний избавитель, о котором идет речь, – это Господь Иисус Христос, Который действительно владычествует над всей землей. Избавление происходит не от земных врагов, а от наших грехов; война выигрывается не мечами или конями, а драгоценной Кровью Христа; Царство, которое Он устанавливает, не имеет ничего общего с человеческими представлениями о монархии, поскольку это вечное Царство Небесное. В отрывке говорится, что в конце концов все узнают Его и будут бить себя в грудь в знак раскаяния; пока же Царство распространяется на землю через проповедь и служение священства, которое призвано провозглашать вселенское господство Христа. Что же делает Церковь в мире? Для чего существуют священники, епископы, Святые Мессы, Таинства? Они нужны, чтобы продолжать до конца миссию Христа: вывести людей из трясины грехов и жить в Его благодати. Крест устанавливается в каждом уголке земли, чтобы сделать Царство Христа зримым, действенным, реальным, настоящим. ЕВАНГЕЛИЕ Лк 4,16-21 В то время: Иисус пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. Толкование Всякий раз, когда в Евангелии от Луки употребляется слово «ныне», речь идёт о переломном моменте, освобождении, возрождении. Мы снова услышим его в эпизоде с Закхеем («Ныне пришло спасение дому сему» (19,9)), Иисус скажет его на Кресте благоразумному разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (23,43). В начале Евангелия Господь произносит первое решающее «ныне» для всего народа и для определения собственной миссии. Он торжественно заявляет, что тем, о ком говорит древний таинственный пророк Исайя, кто посвятил себя освобождению рабов и провозглашению «лета Господня благоприятного», был именно Он. Поэтому ничего другого ожидать не стоит, ведь Слово исполнилось. Тогда слушателям (как и нам) оставалось войти в это «ныне», чтобы вместе с Христом и во Христе осуществить освобождение. Это казалось невозможным для жителей Назарета: они не захотели поверить и изгнали Иисуса из синагоги. Но мытарь Закхей и благоразумный разбойник вошли в «ныне» Христа и были спасены: там, где Господь, всегда есть избавление и спасение. Эти два грешника уверовали, целиком вошли в новую реальность, последовали за Господом и были действительно спасены. Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 45820 | |
|