Начало нового литургического года (C)
С первым воскресеньем Адвента Церковь начинает новый литургический год. Смена литургических годов следует трёхлетнему циклу, с чтением определённого Евангелия для каждого года: по воскресеньям в год А читается Евангелие от Матфея, в год B Евангелие от Марка, в год С Евангелие от Луки. В этом году 28 ноября начинается Адвент года C, во время которого мы будем читать Евангелие от Луки. Литургический год – это отрезок времени, за который Церковь проходит всю тайну спасения, совершённого Иисусом Христом, – тайну, которая (будучи слишком насыщенной и наполненной смыслом, чтобы её можно было понять и прожить сразу и полностью) разделяется во времени, дабы мы могли вкусить и усвоить разные её аспекты и измерения. Литургический год делится на время Адвента, Рождество, Великий пост, Пасху, рядовое время.
Время Адвента: Гряди, Господь Иисус!
Слово «адвент» означает «пришествие-ожидание». Оно имеет двойную характеристику: это время подготовки к празднику Рождества, в которое мы вспоминаем первое пришествие Сына Божьего к людям, а также время, когда сердца людей устремляются к ожиданию второго пришествия Христа в конце времён и истории, когда Он придёт судить живых и мёртвых. Время Адвента длится четыре недели (с воскресенья, ближайшего к 30 ноября, до Первой вечерни Рождества). В этом году оно начинается с Первой вечерни воскресенья 28 ноября. Дни с 17 по 24 декабря представляют собой время наиболее интенсивной подготовки к Рождеству. Облачения этого литургического периода - фиолетового цвета; этот цвет символизирует надежду и ожидание встречи с Иисусом, смирение и готовность принять Его в нашу жизнь. По воскресеньям Адвента не произносится «Слава в вышних Богу», но читается Символ веры.
Венок Адвента
Это символ Адвента, выражающий путь ожидания Спасителя. Он состоит из большого круга, в который вплетены ветки сосны или ели. В венке размещены четыре свечи (они могут быть разной высоты), которые обозначают четыре недели Адвента. Одну свечу (либо две, три или четыре свечи в зависимости от недели) можно зажечь в начале Евхаристического богослужения, после проповеди или в другой уместный момент. Такой венок можно поставить и дома, где вся семья будет собираться вокруг него на молитву.
Зажигаем первую свечу венка Адвента.
Господи Иисусе Христе, Свет, сияющий во мраке мира. Мы ожидаем Тебя и желаем скорой встречи с Тобой лицом к лицу, ибо Ты – милосердный Бог, грядущий судить нас в любви, дабы установить Твое Царство. Этот маленький огонь свечи есть знак нашей надежды и нашего желания Тебя. Помоги нам сохранить его, бодрствуя в молитве, чтобы быть готовыми встретить Тебя и суметь увидеть в событиях нашего времени знаки Твоего присутствия. Да будет нам наставницей бодрствования и мудрости Пресвятая Дева Мария, Твоя и наша Матерь. Гряди, Господи Иисусе!
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иер 33, 14-16
Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрёк о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возвращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасён и Иерусалим будет жить безопасно; и нарекут имя Ему: «Господь оправдание наше!»
Толкование
Бог верен Своим обетованиям и всегда исполняет их. В сегодняшнем первом чтении громко звучит призыв Иеремии, мягкого, миролюбивого пророка; он призывает возлагать надежду на Бога, а не на сильных мира сего. Это полное света слово отзывается в сердце народа, который оказался в изгнании за то, что не пожелал жить праведно и не позволил Богу быть своим единственным Господом, а искал безопасности и поддержки в идолах. Но изгнание не будет последним словом: Бог хочет связать Себя со Своим народом новыми и более сильными узами. Он Сам будет правосудием для Своего народа: Иерусалим будет называться «Господь - оправдание наше». Давайте и мы отбросим иллюзию о собственной праведности и самодостаточности. Обетование исполнилось в Иисусе Христе: Он – наша праведность, и в Нем мы можем предстать перед Отцом Небесным сильными не своей собственной праведностью, а Его праведностью. Пусть начинающееся время Адвента станет для всех временем надежды, – богословской добродетели, благодаря которой Бог присутствует в сердце, принимающем Его.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Фес 3,12-4,2
Братья: Вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь. За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
Толкование
Апостол Павел «просит и умоляет» фессалоникийцев сделать свои сердца твердыми и непорочными в святости, полученной в даре крещения. Святость – это сама жизнь Бога, и Господь увещевает людей облечься в Божью святость, в Его Божественную жизнь. Христианская мораль, помимо нравственных норм, прежде всего регулируется личностью Иисуса. «У истоков христианского бытия, – напоминает нам Бенедикт XVI в энциклике Deus Caritas est, – лежит не какое-то этическое решение или великая идея, но, скорее, встреча с неким событием, с Личностью, которая, открывая жизни новый горизонт, тем самым указывает ей решающее направление (1)». Мы призваны к святости, дабы самим стать «сынами в Сыне, образом и подобием Отца».
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 21,25-28.34-36
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную; ибо силы небесные поколеблются. И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному. Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
Толкование
Что для верующих значит ждать Господа? Многие считают, что встреча с Господом происходит лишь в момент нашей смерти, но Господь приходит постоянно, Он приходит сейчас, и поэтому Он также придет завтра и во веки веков. Нам дано испытать постоянное удивление от встречи с Господом. Поэтому первое, что требуется, – это бодрствование, то есть живое внимание к Господу. Господь приходит всегда, но встреча с Ним может и не произойти, потому что мы живем рассеянно, отвлекаясь на ценности этого мира и закрываясь для встречи с Ним. Начинающееся сегодня время Адвента учит нас быть внимательными к пришествию Господа, а затем жить этим каждый день в году. Христианская жизнь заключается прежде всего в решении пригласить Господа в сердце. Вот почему важно, чтобы душа христианина не отягощалось мирскими заботами. Постараемся в дни этого Адвента быть более внимательными, дабы уловить и сохранить великое присутствие Господа в нашей жизни.