ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 4,2-6
В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями её облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатёр для осенения днём от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя.
Толкование
Есть работа, которую надлежит сделать Мессии: смыть скверну с дочерей Сиона и очистить Иерусалим от пролитой крови. Если мы со здоровым реализмом посмотрим на Церковь, то поймем, что не всегда происходящее соответствует ее призванию к святости. Вторая задача Мессии заключается в омовении Иерусалима от пролитой крови: Он должен вернуть Иерусалиму некое умиротворение, очистить память, – только это может смыть пролитую там кровь. Этот двойной труд спасения Мессия совершает и в верующем. Нам всем нужно омыться от скверны, от грехов, от всего, что делает нас все более непохожими на Бога, возлюбившего нас от вечности. Но этого первого дела искупления недостаточно. Мы также должны быть омыты от всего зла, жертвами которого мы стали. Для этого и приходит Господь.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 8,5-11
В то время: Когда вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идёт; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном.
Толкование
Во время Святой Мессы перед Причастием мы произносим фразу, которая (с небольшими изменениями) позаимствована у сотника. Возможно, в глубине души мы не так уж согласны с ней: почему мы не достойны принять Господа в своем доме? Что мы сделали такого скверного, что считаем себя недостойными принимать Мессию? Эти абсолютно риторические вопросы уже содержат в себе ответ, повышают нашу самооценку и в то же время снижают уровень бдительности. Больной слуга был для сотника началом пути к встрече с Иисусом. Как мы обращаемся с нашими «тяжелобольными слугами» – инстинктом, чувствами, разумом, осязанием, зрением, вкусом, словами и мыслями? Ведь они тоже могут серьезно заболеть. Попросим же Господа исцелить нас, дабы мы могли свидетельствовать о Его спасении.