Или: Св. Фома Бекет, епископ и мученик
Фома Бекет родился в Лондоне в 1118 году в семье богатого купца; он стал канцлером короля Англии Генриха II, а затем его советником и доверенным лицом. Между королем и канцлером, казалось, царило полное согласие, и когда в 1161 году умер примас Англии архиепископ Кентерберийский, король решил избрать на это место своего энергичного и надежного соратника. Так Фома был рукоположен в священники и поставлен архиепископом, духовным главой всего христианского народа Англии. Однако Фома не оправдал ожиданий государя: на посту архиепископа он противопоставил духовные интересы верующих частным интересам короля. Монарх попытался заключить его в тюрьму, и Фоме пришлось искать убежища во Франции. Вернувшись на родину, он принял мученичество в своем соборе от рук четырех всадников, которые поразили его насмерть у алтаря. Умирая, Фома сказал: «Я принимаю смерть во имя Иисуса и Церкви». Это случилось 29 декабря 1170 года.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 2,3-11
Возлюбленные: Что мы познали Иисуса Христа, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины. А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нём. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен так поступать, как Он поступал. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нём и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза.
Толкование
«Познать» кого-то на библейском языке означает вступить в глубокие отношения, разделить его жизнь. Для нас, западных людей, детей греческой культуры, познание – это акт интеллекта, мысли. Для еврея же познание – это отношения. В таком свете сегодняшние слова Иоанна становятся более понятными: мы можем утверждать, что познали Иисуса (то есть находимся с Ним в отношениях, основанных на любви), если соблюдаем Его заповеди во всем, что делаем в повседневности. Что же Иисус заповедал последователям? Он не оставил набор правил или моральных предписаний, которым нужно следовать. Он просто отдал Себя как исключительный пример любви. «Любите друг друга, как Я возлюбил вас»: такова ключевая заповедь Нового завета. Познать Христа – значит сделать Его смыслом своей жизни, образцом отношений. Порой жизнь заставляет нас забывать об этом, и в такие моменты нас спасает желание снова ходить в свете.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 2,22-35
Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдёт душу, – да откроются помышления многих сердец.
Толкование
Женщина после родов считалась нечистой в течение сорока дней; эта нечистота не имела отношения к морали, а была связана с предписанием соблюдать ритуальную чистоту. Во время родов соприкасаются с кровью, руками и инструментами воздействуют на рождающийся плод, в результате чего он может оказаться в опасности, поэтому необходимо восстановить порядок и вернуть все в руки Отца. Мария и Иосиф, как добрые иудеи, исполняют это предписание и несут Иисуса в Храм, чтобы принести Его в жертву Господу. Сколько завораживающего смысла в этом евангельском отрывке! Через согласие Марии и Иосифа принять участие в замысле спасения Бог предложил Своего Сына человечеству, и теперь человечество предлагает Богу Его собственного Сына. В этом приношении можно видеть символ первого евхаристического богослужения, совершаемого новым человечеством, искупленным в Воплощении. Ведь что мы делаем во время Св. Мессы, если не предлагаем Отцу Его собственного Сына? Именно во время этого «приношения» праведный Симеон узнает и принимает Иисуса и может наконец воспеть хвалу Богу.