12:13
Литургические чтения: 29 МАЯ. Пресвятая Дева Мария, Матерь Церкви

Пресвятая Дева Мария, Матерь Церкви

«Мария пребывает в молитве, когда архангел Гавриил приносит ей в Назарет благую весть. Ее краткому и необъятному ‘вот я’, побудившему тогда ликовать все творение, в истории спасения предшествовали многие другие ‘вот я’, доверительное послушание, готовность многих людей следовать Божьей воле. Нет лучшего способа молиться, чем открытым сердцем, подобно Марии: ‘Господи, то, что Тебе угодно, когда Тебе угодно и как Тебе угодно’» (Папа Франциск, Общая аудиенция 18.11.2020).

Титул «Матерь Церкви» выражает материнскую связь Пресвятой Богородицы с Церковью Христовой: Мария, начиная с Благовещения, призвана дать согласие на наступление Божьего Царства, которое будет исполнено с образованием Церкви. Таким образом, титул «Матерь Церкви» отражает глубокое убеждение христиан, которые видят в Марии мать не только Христа, но и всех верующих, – Ту, Кто признана матерью спасения, жизни и благодати, матерью спасенных и матерью живых. В Кане, побуждая Сына вмешаться и помочь молодоженам с вином, Мария вносит фундаментальный вклад в укоренение веры в первой общине учеников и участвует в установлении Царства Божьего. На Голгофе, соединяясь с жертвой Сына, она предлагает свой материнский вклад в дело спасения и соглашается стать матерью нового человечества. 21 ноября 1964 года Папа Павел VI, завершая Третью сессию Второго Ватиканского собора, объявил Пресвятую Деву Марию «Матерью Церкви, то есть всего Народа Божьего, как верных, так и пастырей». Папа Франциск в 2018 году постановил, чтобы литургическая память Пресвятой Девы Марии, Матери Церкви, ежегодно праздновалась по римскому календарю в понедельник после Пятидесятницы.

Рядовое время

Литургический период Рядового времени состоит из 33 или 34 недель; он делится на две части и начинается в понедельник после праздника Крещения Господня, продолжаясь до вторника перед Пепельной средой. Первая часть может варьироваться от четырёх до девяти недель. Затем Рядовое время возвращается в понедельник после Пятидесятницы, чтобы завершиться до Первой вечерни I воскресенья Адвента. Цвет литургических облачений Рядового времени – зелёный. В то время как другие литургические времена (Адвент – Рождество, Великий пост – Пасха) отмечают отдельные моменты и аспекты истории спасения и тайны Христа, то Рядовое время не имеет своей специфики, но помогает вернуться к истокам развития литургического года, когда воскресенье, то есть еженедельное празднование Пасхи Господней, было единственным праздником и составляло фундаментальную точку отсчета литургического опыта. Исторически, воскресенье – это отправная точка литургического года. Лишь постепенно некоторые воскресенья стали приобретать более особое значение, чем другие, концентрируясь на отдельных аспектах тайны Христа. Рядовое время предлагает возможность заново открыть для себя воскресенье как «первоначальный праздник», в котором мы можем еженедельно праздновать главенство Бога в нашей жизни.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Быт 3,9-15.20

После того, как Адам ел от дерева познания, воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. И нарёк Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Толкование

В день памяти Пресвятой Девы Марии, Матери Церкви литургия предлагает библейский фрагмент, в котором возвещается победа женщины (в данном случае имеется в виду Матерь Божия) над змием, то есть над сатаной. Говорится, что эта вражда «поставлена Богом», то есть она возникла по воле Бога. Нам кажется странным, что Бог хочет вражды, но это так. И это хорошо для нас, потому что дьявол – настоящий враг, но в одиночку у нас не хватит сил бороться и победить его, потому что он хитрее и сильнее. Необходима помощь свыше, и эта помощь объявляется нам в тот самый день, когда женщина и мужчина совершают «первородный грех». В явлении св. Екатерине Лабуре (1830) Пресвятая Богородица предстает стоящей над миром, но под Ее ногами находится змий, знак вечно присутствующей победы. Целиком довериться Богородице и посвятить себя Ей – значит, участвовать в этой победе, которую Господь предвещает нам. Поэтому христиане должны всегда пребывать с Ней, Которая уже победила, чтобы быть сопричастниками Ее побед.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 19,25-34

В то время, при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

Толкование

Народ не может родиться за один день: чтобы создать цивилизацию и сохранить ее, требуются годы, столетия истории, традиций, борьбы. И все же под Крестом, с помощью одного слова, сразу же рождается новый народ Церкви, дети, которых Иисус вверяет Своей Матери. Мария серьезно относится к этому поручению, принимая нас как детей, как только мы становимся частью Церкви. Мы дети Бога, но также и дети Пресвятой Богородицы. Мы должны верить в Ее постоянное присутствие и заступничество, верить, что все, что мы делаем, интересует Ее, что Она всегда думает о нас, как думают земные матери о своих детях. Давайте поднимем глаза к небу: мы увидим Ее умоляющую своего Сына помочь нам оставаться верными и настойчивыми в добром. Эта материнская роль также ясно выражена в богородичных явлениях: в Ла Салетт первое слово, которое Богоматерь произносит двум детям-пастухам, звучит так: «Как долго Я страдала за вас!». Матерь не стала бы говорить иначе, зная, что многие дети неверны Богу. Но эти Ее страдания спасают нас, ибо кровь Иисуса оплакана слезами Марии.


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 42797 |Добавил: AdminCityEden | Теги: Мария, Дева, Пресвятая, чтения, мая, Матерь, 29, Литургические, Церкви.