Три архангела стоят перед Богом; они наши спутники, ибо у них одно и то же призвание в тайне спасения. Они поклоняются Богу, прославляют Бога, они служат Богу. Поэтому сегодня мы просто молимся трем архангелам - Михаилу, Гавриилу и Рафаилу: «Архангел Михаил, помоги в главной борьбе нашей жизни, в которой на карту поставлено спасение. Помоги нам, архангел Гавриил, принеси нам Благую весть о спасении, о том, что Иисус с нами, что Иисус нас спас, и дай нам надежду. Архангел Рафаил, возьми нас за руку и помоги на нашем пути, дабы мы не свернули с него и не стояли на месте: чтобы мы всегда шли с твоей помощью» (см. Папа Франциск, Утреннее размышление 29 сентября 2017 года).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Дан 7,9-10.13-14
Видел я, Даниил, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая шерсть; престол Его – как пламя огня, колёса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем стояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями, и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не пройдёт, и царство Его не разрушится.
Толкование
В пророчестве о Сыне человеческом Даниил говорит об ангелах, не называя их так напрямую: он говорит о «тысячах тысяч», служивших Ветхому днями, и «тьмах тем», стоявших перед Ним. Архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил, литургическую память которых мы празднуем сегодня, вместе со всем небесным двором возвещают о вечной власти Бога Отца. Однако следует отметить одну важную вещь: после явления Бога мы видим, что Некто, похожий на Сына Человеческого, был возведен на престол Божий. Именно Ему Ветхий днями дает власть и славу и царство, именно Ему будут служить все народы; даже ангелы находятся на службе у Сына Человеческого, у Иисуса Христа. Ангелы – это Его слуги, которых Бог в Своей безмерной благости также ставит к нам на службу. Вера в их присутствие никоим образом не является формой суеверия, но проистекает из истинной веры в Божественное провидение, которое возложило на них миссию защищать нас и делать победителями в борьбе с силами зла.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1,47-51
В то время: Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Толкование
Сначала Нафанаил не верит в Иисуса, скептически указывая на Его происхождение из маленькой и ничего не значащей деревушки Назарет. Но после слов Иисуса, назвавшего его «израильтянином, в котором нет лукавства», Нафанаил переживает духовное прозрение, принимает Божью волю и признает присутствие Господа, Его любовь и провидение в своей жизни. Иисус являет Своим апостолам и всем нам присутствие ангелов и Свои отношения с ними. Ссылаясь на сон Иакова, в котором ангелы «восходят и нисходят» по таинственной лестнице, соединяющей небо и землю, Иисус представляет Себя как лестницу, соединяющую небо и землю, путь, по которому происходит общение Бога с каждым человеком. Таким образом, ангелы находятся на служении у Сына Человеческого, то есть у Иисуса. В безмерной благости Господь посылает их нам как вестников Своей благодати, ибо знает, что мы нуждаемся в поддержке на нашем пути, в просвещении, в силе и защите. Давайте попросим архангелов и ангелов помочь сделать нашу жизнь подлинным знаком присутствия Бога.