16:14
Литургические чтения: 2 АПРЕЛЯ. Вербное воскресенье

«Страстная неделя начинается с непостижимого контраста между триумфальным входом Христа в Иерусалим и Его постыдным унижением на Кресте Голгофы. Господь учит нас всегда – даже в самых тяжёлых ситуациях – полностью полагаться Божий замысел спасения» (Папа Франциск, проповедь в Вербное воскресенье 14.04.2019).

Страстная неделя

Вербное воскресенье и Страсти Господни вводят нас в Страстную неделю, которая для нас, христиан, является самой важной в году. Страстная неделя дает возможность погрузиться в главные события Искупления, пережить пасхальную тайну – великую тайну веры. Это не просто важный момент литургического года, но источник всех остальных богослужений годового цикла. Все они, в сущности, ссылаются на тайну Пасхи, из которой проистекает наше спасение и спасение всего мира. Это особенная неделя: она рассказывает о Божьей любви, обращенной ко всем людям без исключения, о верности Небесного Отца, Который ради этой любви приносит в жертву любимого Сына. Иисус, принимая Свои страсти, делает это не только из сочувствия к нашей нищете и неприкаянности людей, живущих без любви к Богу, но и для того, чтобы вернуть нас к полноте жизни через Свою смерть на Кресте, единственный путь к воскресению.

Главные богослужения Страстной недели:
• Вербное воскресенье: воспоминание о входе Иисуса Христа в Иерусалим
• Месса освящения елеев. Служится утром в Страстной четверг (в кафедральном соборе). Епископ вместе с пресвитерами епархии благословляет священный елей и миро, которые будут использоваться на протяжении года при совершении Таинств:
- елей катехуменов для Крещения;
- елей для соборования;
- миро для Таинства Миропомазания и Таинства Священства.

Литургические облачения этого времени – красного цвета в Вербное воскресенье; фиолетового в понедельник, вторник и среду; белого на Мессе освящения елеев в Страстной четверг.

Начиная с Пепельной среды слово Господне, взяв нас за руку, сопровождает в духовном паломничестве, чтобы мы были готовы вступить в Страстную седмицу.

«Крест находится в центре литургии Вербного воскресенья: чтение его Страстей ставит нас перед Христом, живущим в Церкви. Пасхальная тайна, которую мы будем переживать в дни Страстной недели, всегда актуальна. Сегодня мы – современники Господа и, подобно жителям Иерусалима и ученикам, мы призваны решить, остаться ли с Ним, бежать или стать простыми зрителями Его смерти. Каждый год на Страстной неделе перед нами вновь разворачивается великая драма, имеющая отношение не только для отдельно взятого поколения, но и для всего человечества и каждого человека. Повествование о Страстях подчеркивает верность Христа в противоположность человеческой неверности. В час испытания, когда все, даже ученики и даже Петр, оставляют Иисуса, Он остается верным, готовым пролить Свою кровь, чтобы исполнить миссию, возложенную на Него Отцом. Рядом с Ним остается Мария, молчаливая и страдающая» (Иоанн Павел II, проповедь 24 марта 2002 года).

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 50,4-7

Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.

Толкование

Верность Богу и людям делает Слугу Божьего стойким в страданиях, в бесчестии, в явных неудачах. Внимательный ученик Слова, пророк и учитель мудрости для народа, своей судьбой он предвосхищает судьбу Христа, кроткого, не противившегося воле Отца и не уклонявшегося от злобы людей, уверенного – даже в высший час самоотверженности на Кресте – в том, что Божий замысел – это дар спасения, предлагаемый всем. В начале этой Страстной недели попросим Господа открыть наше сердце к Его слову спасения, дабы оно достигло самых глубин и добралось туда, где нас ранила, бичевала и высмеивала жизнь. Давайте принесем все наши страдания Господу с тем же осознанием, что и пророк: «Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь». Тогда эти дни будут не просто чередой обрядов и празднований, но возможностью ярко пережить Божью любовь, зная, что мы не постыдимся.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Флп 2,6-11

Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Толкование

Перед нами великолепный христологический гимн. Ключевым словом для его понимания является слово «хищение». Какой же смысл может иметь утверждение: Христос, имеющий божественную природу, не считал хищением уподобление Богу? Здесь подразумевается сравнение с первым человеком, Адамом, который, не имея Божественной природы, хотел похитить ее. Апостол Павел предлагает филиппийской общине пример «нового Адама», то есть Христа, нового человека: Он принимает на Себя искупление – через смирение и послушание вплоть до самой смерти – непослушания первого Адама, из-за которого весь род человеческий впал в грех. Христос опустошил Себя и принял на Себя наше рабское состояние до крайнего предела. Его добровольное уничижение было подкреплено действием Бога, возвысившего Его. Вся вселенная отныне призвана провозглашать, что Иисус Христос есть «Кириос», Господь, то есть Бог, и это исповедание – во славу Отца.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 26,14-27,66
Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Матфея.

Предательство Иуды Искариота

В то время: один из Двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников. И с того времени он искал удобного случая предать Его.

Приготовление Пасхи

В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: время Моё близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими». Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками. И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня. Впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

Тайная Вечеря

И, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, вкусите; сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

Предсказание об отречении Петра

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано:
«поражу пастыря,
и рассеются овцы стада».
По воскресении же Моём предварю вас в Галилее. Пётр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня. Говорит Ему Пётр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

Гефсиманское борение

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лицо Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими; ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников. Встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня.

Поцелуй Иуды и взятие Иисуса под стражу

И, когда ещё говорил Он, вот, Иуда, один из Двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг! для чего ты пришёл? Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простёрши руку, извлёк меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсёк ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями — взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.

Иисус перед Каиафой

А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Пётр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам:
отныне узрите Сына Человеческого,
сидящего одесную силы
и грядущего на облаках небесных.
Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует; на что ещё нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лицо и били Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

Отречение Петра

Пётр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрёкся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрёкся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них; ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня». И, выйдя вон, плакал горько.

Предание Иисуса Пилату

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти. И, связав Его, отвели, и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Смерть Иуды Искариота

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел; пошёл и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную; потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников. Посему и называется земля та «землёю крови» до сего дня. Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию, который говорит: «и взяли тридцать сребреников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».

Иисус пред Пилатом

Иисус же стал перед правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И, когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

Иисус или Варавва?

На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? Ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят.

Освобождение Вараввы и предание Иисуса на распятие

Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Бичевание и терновый венец

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк. И, раздев Его, надели на Него багряницу. И, сплётши венец из тёрна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него, и, взяв трость, били Его по голове. И, когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

Распятие Иисуса Христа

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место», дали Ему пить вина, смешанного с жёлчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там. И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский». Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Смерть Иисуса Христа

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! лама савахфани?» то есть: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовёт Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить. А другие говорили: постой; посмотрим, придёт ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

(Все становятся на колени и некоторое время сохраняют молчание).

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

Погребение Иисуса Христа

Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи именем Иосиф, который также учился у Иисуса. Он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею; и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там и Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

Запечатанный гроб и стража

На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату, и говорили: господин! мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: «после трёх дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мёртвых»; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли, поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

Толкование

Великопостный путь привел нас к Вербному воскресенью, когда мы вспоминаем торжественный вход Иисуса в Иерусалим. Вот радостная толпа кричит «осанна», но вскоре после этого праздник превращается в трагедию, ибо осанна сменится на «да будет распят!», обрекая на смерть того Иисуса, Которого ещё совсем недавно прославляли. Однако не только толпа меняет свое настроение: в Евангелии мы наблюдаем игру взлетов и падений. Апостолы, избранные и любимые Иисусом, падают, предавая Его, отрекаясь от Него, убегая, в то время как Христос Своей смертью на Кресте радикально меняет баланс между Богом и человеком: теперь не человек жертвует собой за Бога, а Бог жертвует собой за человека. Мы увидим эти взлеты и падения на протяжении всей Страстной недели: Иисус сначала снизойдёт, чтобы омыть ноги апостолам, затем будет вознесен на Крест, с которого Его положат в гробницу, и, наконец, воскреснет, поднимется на ноги. Пусть Господь кардинально изменит нашу историю: пусть опустит нас туда, куда мы самонадеянно поднялись, и поднимет со дна, куда мы упали из-за собственной слабости.


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 86736 |Добавил: AdminCityEden | Теги: чтения, апреля, Литургические, воскресенье., Вербное