12:28 Литургические чтения: 2 ФЕВРАЛЯ. Сретение Господне | ||||
«Умение удивляться происходящему вокруг нас способствует религиозному опыту и делает плодотворной встречу с Господом. И наоборот, отсутствие этой способности делает нас равнодушными и увеличивает расстояние между нашей верой и повседневной жизнью» (Папа Франциск, Angelus 02.02.2020).
В центре сегодняшнего праздника – представление Богомладенца Иисуса во Храм. До литургической реформы Второго Ватиканского собора в этот день праздновалось очищение Девы Марии. Сретение Господне также традиционно называют праздником света, поскольку в этот день освящаются свечи – символ Христа, «свет к просвещению язычников». Именно так называет Младенца Иисуса старец Симеон во время обряда, предписанного еврейским законом. Тема света ярко выражена в литургии этого праздника, в который также отмечается День богопосвященной жизни. Свет проявляет красоту и ценность этого особого призвания как отражение света Христа. Приношение Иисуса Отцу также предшествует Его жертве на Кресте, поэтому мы должны помнить, что радость посвященной жизни обязательно проходит через участие в Кресте Христовом, как это было для Пресвятой Девы Марии: страдания её сердца составляют одно целое с сердцем Сына Божьего, пронзенным ради любви. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Мал 3,1-4 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние. Толкование Слова пророка Малахии – это последние слова Ветхого Завета. После них в Библии начинается Новый Завет: после рассказа о Рождестве Иисуса Евангелие от Матфея представляет читателям Иоанна Крестителя. Предтеча готовит пути Господни, но уже в возрасте сорока дней Иисус вступает во владение Храмом посредством обряда жертвоприношения, принесенного священником. Огонь уже вошел в историю: Сам Иисус очистит сынов Левия и сделает каждую жертву угодной Господу, когда Он совершит Свою жертву на Кресте и передаст Царство Отцу славным воскресением. Вот главное послание Ветхого Завета: все готово. Иисус родился, Его представили пред Отцом, Креститель готовится к своей миссии, уходя в пустыню. ЕВАНГЕЛИЕ Лк 2,22-40 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Толкование Именно простые и смиренные люди осознают присутствие Бога и прославляют Его как долгожданного Мессию. Священник совершает обряд, но не осознает, Кто на самом деле тот, Кого он держит на руках: для него Иисус – обычный ребенок, как и многие другие. Симеон же и пророчица Анна, послушные Святому Духу, открывшему им истину о личности Младенца, славят Его. Иисус принесен в жертву Небесному Отцу и «официально» входит в Храм как истинный священник, чтобы начать Свою миссию Господа и Спасителя, которую Он исполнит тридцать лет спустя крестной жертвой и воскресением. Отметим два действия Пресвятой Богородицы: Она отдает Иисуса священнику, чтобы он совершил древний обряд; затем Она отдает Младенца старцу Симеону, чтобы новый народ Божий мог узнать и прославить своего Спасителя. Мария отдает Иисуса вечному Отцу и отдает Иисуса людям. Мария и Иисус всегда ассоциируются друг с другом: у них, по сути, одна и та же миссия, но в двух разных аспектах. Если Иисус – мост между Богом и людьми, то Мария первой пересекает этот мост и дает людям возможность – благодаря своему посредничеству – получить все небесные милости, и прежде всего искупление. Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 46116 | |
|