Сегодня Католическая Церковь отмечает память двух отцов и Учителей Церкви: Василия Великого и Григория Назианзина, близких друзей.
Василий, сын адвоката, принадлежал к семье, в которой были глубоко укоренены ценности христианства и все было пронизано благоуханием святости. Его дед был замучен во время гонений императора Диоклетиана, а бабушка Макрина была провозглашена святой. У родителей, кроме Василия, было еще десять детей, и двое из них также канонизированы: Григорий и Петр, а его сестра Макрина, тезка бабушки, основала монастырь на своем земельном участке в Аннеси. В 370 году Василий был назначен епископом Кесарии и сразу же столкнулся со множеством проблем, которые он сумел решить с большой широтой взглядов. Святой делал все возможное для бедных и больных, основав своего рода цитадель, где предлагалась любая помощь. Комплекс, состоявший из богадельни, постоялого двора и колонии прокаженных, назывался Василиада. Это место было первым христианским учреждением, предназначенным для ухода за нуждающимися. Епископ также выступал в защиту обездоленных. Его гуманитарные усилия, распространение катехизиса и литургии принесли ему прозвище Великий.
Григорий, которого называют Богословом за его глубокое знание Священного Писания, родился в 329 году у знатных родителей в небольшом городке Назианзус в Каппадокии. Его мать Нонна была не только христианкой, но и святой, она обратила в христианство своего мужа Григория; трое ее детей стали святыми: Григорий, Цезарь и Горгония. Получив первое образование в семье, Григорий продолжил учебу в самых известных школах своего времени: сначала юноша отправился в Кесарию в Каппадокии, где подружился с Василием, а затем учился в других метрополиях древнего мира. Вернувшись домой, Григорий принял крещение и обратился к монашеской жизни: уединение, философские и духовные размышления глубоко увлекали его. Впоследствии его призвали стать епископом Сасимы, затем Константинополя и, наконец, Назианза. «Назианзин был человеком кротким и всю свою жизнь стремился быть миротворцем в Церкви своего времени, раздираемой на части разногласиями и ересями. Евангельской смелостью он старался преодолеть свою робость, чтобы провозглашать истину веры. Григорий указывает прежде всего на важность и необходимость молитвы. Он писал: ‘Вспоминай о Боге чаще, нежели дышишь’» (см. Папа Бенедикт XVI, Общая аудиенция 22 августа 2007 года).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 2,22-28
Возлюбленные: Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас: если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
Толкование
Святой Иоанн обращается к христианам своего времени, понимая, что кто-то пытается их обмануть. Как добрый пастырь, он встает на защиту своих духовных чад и предупреждает: нельзя слушать и принимать тех, кто отрицает Сына Божьего, ибо «всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца». Что же утверждали эти враги для отвращения первых христиан от истинной веры? Возможно, что Иисус был не человеком, а некой тенью, духом. Иоанн реагирует и призывает всех твердо верить в Иисуса Христа. Учение апостола, естественно, применимо и сегодня ко всем, кто пытается обмануть мир относительно природы Иисуса. Иоанн торжественно подчеркивает: Иисус – истинный Бог и истинный человек. В этом утверждении, по сути, заключается основание нашей веры.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1,19-28
И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
Толкование
Личность Иоанна Крестителя – таинственного пророка, сына священника Захарии, – внезапно появившегося после долгих лет уединения в пустыне, преследует и беспокоит священников Храма и высшие слои иудеев, ибо он представляет себя как носителя новизны. Предтеча говорит о Мессии, который наконец-то пришел и присутствует в мире. Святой Иоанн Креститель предстает не как лидер, отшельник, монах, а как исключительный вестник: он не только объявляет о Мессии, но и становится первым представителем общественной жизни, который встречает и принимает Господа Иисуса Христа. Чтобы принять и признать истинного Мессию, говорит Предтеча, нужно покаяться в грехах, ибо истинный Избавитель будет стирать эти грехи, открывая людям путь на небеса. Иоанн Креститель учит: человек должен пересечь суровую пустыню, чтобы достичь Иисуса. Путь на небеса узок, но благодаря жертве Христа он открыт для всех, сладок и благоуханен. С приходом Иисуса расцвела даже пустыня.