16:57
Литургические чтения: 2 ЯНВАРЯ. Свв. Василий Великий и Григорий Назианзин

Святые Василий Великий и Григорий Назианзин, епископы и Учители Церкви

«Мы не можем отрицать, что сегодняшний мир пребывает в кризисе веры. Кто-то говорит: ‘Я верю в Бога, я христианин’. Но ведь твоя жизнь далека от христианства, далека от Бога! Речь идёт о том, чтобы вернуться к Богу, обратиться к Нему сердцем, отправиться на Его поиски. Проповедь Иоанна Крестителя состоит именно в этом: приготовить встречу с Младенцем, Который вернет нам радость жизни» (Папа Франциск, Общая аудиенция 07.12.2016).
 

Литургическую память святых Василия Великого и Григория Назианзина отмечают в один день, потому что их связывала крепкая дружба, основанная на любви к Христу и служении Церкви. Святой Василий Великий родился в 330 году в Кесарии Каппадокийской. Получив хорошее литературное образование и обладая выдающимися добродетелями, он принял отшельнический образ жизни, но в 370 году был избран епископом своего города. В его речах чаще и сильнее всего звучала тема благотворительности, помощи нуждающимся братьям и сестрам. Он говорил, что одежда и обувь, которые мы храним в своем гардеробе, принадлежат бедным. Если бы все довольствовались необходимым и отдавали бедным лишнее, то не было бы ни богатых, ни бедных. Святой Василий не ограничился словами: у ворот Кесарии он дал жизнь настоящему городу благотворительности с приютами, больницами, мастерскими и ремесленными школами. Среди первых и самых близких друзей Василия был его современник Григорий Назианзин, который разделил с ним культурное образование и мистический пыл. В 381 году святой Григорий был избран Патриархом Константинопольским. Он обладал темпераментом богослова и правителя, а в своих ораторских и поэтических произведениях делился опытом живого Христа. Знаменателен и по-прежнему актуален его девиз: «Все зыбко, посему возлюбим непреходящее».

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 2,22-28

Возлюбленные: Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас: если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.

Толкование

В предлагаемом сегодня отрывке из послания Иоанна мы несколько раз встречаем глагол «пребывать». Кажется, что все, что нам нужно делать, – это пребывать в Сыне и Отце. Таким образом, тесно соединяясь с Личностью Слова Божия, мы уверены, что пребываем в истине и что именно Сам Бог наставляет нас. В противном случае мы оставляем Его и ищем другие источники добра или истины, но вне Его нет жизни. Поэтому пребывание во Христе должно поддерживаться всеми силами, даже если внешние соблазнительные голоса будут приглашать уйти, отвернуться от Него, показывая нам, что в других местах «трава зеленее». Таким образом, это постоянный акт веры: оставаться во Христе, даже если нам говорят, что мы отстали, что мы незрелые или что-то еще. Другого пути к Отцу нет, говорит св. Иоанн Богослов: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца». Потерять веру в Христа – величайшая утрата, которую может познать душа, ибо только Иисус есть путь, истина и жизнь. Другого пути нет.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1,19-28

И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

Толкование

Этот таинственный пророк пришел из ниоткуда, всегда жил скрытно в пустыне и вдруг открылся людям. Это стало проблемой для фарисеев: как и все израильтяне, они ждали великого вождя и освободителя, способного взять в свои руки бразды правления святым народом. Но Иоанн Креститель называет себя лишь представителем, предтечей. «Я не тот, кого вы ждете, но Он грядет». Несмотря на такую ясность пророческого послания, фарисеи не пожелали признать Иисуса из Назарета долгожданным Мессией. Чтобы вступить на путь Божий, человек должен быть послушным словам и знамениям Божьим. Иоанн Креститель был великим знамением, данным Израилю накануне пришествия Господа; его присутствие было лишь условием для принятия истинного Мессии. Сегодня нам снова и снова даются знаки для подготовки души к встрече с Богом: святые, Учительство Церкви, явления Пресвятой Богородицы, – все то, что не является Богом, но готовит, приглашает, указывает. Можно принять их или отвергнуть. Смиренные принимают и благодарят, гордые отвергают и замыкаются в себе.


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 66132 |Добавил: AdminCityEden | Теги: Назианзин., чтения, великий, января, Григорий, василий, СВВ, Литургические