16:33 Литургические чтения: 2 МАЯ. Св. Афанасий, Учитель Церкви | ||||
Святой Афанасий, епископ и Учитель Церкви (© Musei Vaticani) «Иисус, Добрый пастырь, внимателен к каждому из нас, Он ищет и любит нас, обращается к нам Своим словом, глубоко зная наши сердца, желания и надежды, а также неудачи и разочарования. Он принимает и любит нас такими, какие мы есть, с нашими достоинствами и недостатками» (Папа Франциск, Regina Coeli 12.05.2019).
Еще в юности Афанасий убедился, что хороший богослов должен быть также хорошим христианином, святым. Его общение с аввой Антонием, патриархом монашества, подтвердило это убеждение: бедный и замкнутый человек знал гораздо больше и гораздо лучше, чем многие ученые города. «Помимо изучения и истинного знания Писания, необходима праведная жизнь и чистая душа». Афанасий родился в Александрии около 295 года в христианской семье; его детство совпало с гонениями Диоклетиана, и Афанасий мог восхищаться отвагой мучеников. В 325 году, будучи дьяконом, он присутствовал на Никейском соборе, провозгласившем веру в божественность Христа, которую оспаривала арианская ересь. Через три года Афанасий стал молодым епископом Александрии; он возглавлял эту епархию 46 лет в крайне тяжелые годы борьбы с арианской ересью, которые стоили ему гонений. После долгого изгнания в 346 году святого приглашают вернуться в Александрию, что произойдет лишь три года спустя, при ликовании народа. Св. Григорий Назианзин рассказывает, что при его входе в город люди бросали на землю свои плащи и пальмовые ветви. Когда Афанасий скончался 2 мая 373 года, Василий Великий вспоминал о нем как о «великой и апостольской душе». ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 11,19-26 В те дни: Рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошёл слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошёл в Тарс искать Савла и, найдя его, привёл в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Толкование Антиохия – город, довольно удаленный от Иерусалима: он находится на территории современной Турции, и чтобы попасть в него из Израиля, нужно пересечь весь Ливан и всю прибрежную часть Сирии. Этот город стал первым христианским полюсом за пределами Палестины, настоящей точкой притяжения, когда Иерусалим был уже разрушен, а Рим еще не имел тех функций для Церкви, которыми будет обладать позже. В Антиохии впервые были приняты в Церковь не евреи, а так называемые «язычники», которые теперь считались бывшими язычниками. Это первый пример действительно вселенской, кафолической, прочной Церкви. Основателем этой первой церковной общины был Варнава, уравновешенный, мудрый и добрый человек, по праву названный «исполненным Святого Духа» (Деян 11,24). Именно он, среди прочего, пошел и вывел Савла из изоляции, в которой тот оказался в близлежащем Тарсе, и послал его как апостола проповедовать в Антиохию. Варнава – тот, кто создает, а затем отходит на второй план. Через несколько лет Антиохия породит великого епископа – святого Игнатия Антиохийского, который принял мученическую смерть. ЕВАНГЕЛИЕ Ин 10,22-30 Настал в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите; ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно. Толкование Иудеи постоянно требуют знамений и подтверждений того, что у них перед глазами, и в то же время совершенно не хотят верить в Христа. Это означает, что даже если бы Иисус в тот день развеял Храм по воздуху и поставил на его месте теннисный корт, они бы все равно не поверили и, возможно, обвинили бы Господа в колдовстве. Иисус терпеливо повторяет, что знамения – это Его дела, продиктованные добротой и милосердием. Но еще яснее Он говорит: чтобы верить, нужно уподобиться овцам, которые знают голос пастыря и доверяют ему. Дело не во внешних знаках, а в открытости сердца. Кому мы доверяем? За кем следовать? За лжеучителями? За самими собой? Вот в чем суть, задача, которую необходимо выполнить в это пасхальное время: войти в свое сердце и внимательно прислушаться к голосу Пастыря, живого Иисуса, Который всегда говорит столь разными способами. Тогда мы сразу же узнаем Его, ведь Он непрестанно обращается к нам в Церкви, в творении, во взгляде ребенка, в печальных и счастливых событиях жизни. Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 49699 | |
|